Время новостей
     N°97, 05 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.06.2001
Жалование или кормление
Юбилей официального признания мздоимства
Кремль разрывается между двумя неотложными задачами -- сохранить сбалансированный бюджет и обеспечить нормальную жизнь служащим ключевых государственных институтов. С одной стороны, Владимир Путин вновь требует, чтобы правительство заставило страну жить по средствам, с другой -- реформы упираются в недостаточное финансирование тех, кто, по мнению власти, должен их проводить: чиновников, судей, правоохранительных органов. Самое любопытное состоит в том, что все эти социальные группы имеют свои гласные и негласные возражения против роста бюджетного финансирования. Военным дороже их льготы, чем предлагаемое президентом увеличение довольствия, судьям -- их «экстерриториальный статус», а чиновникам -- «аппаратный ресурс». И это имеет глубокие исторические корни.

На днях исполнилось 275 лет указу сената об изменении статуса «государевых людей» -- всевозможных чиновников. Указ предписывал ввиду скудости бюджета прекратить выплату жалования государственным служащим и приказал им «кормиться за счет челобитчиков». Решение сената фактически узаконило традиционный для России взгляд на государственную службу: кто что охраняет, тот то и имеет.

Инициировавшие указ наследники Петра вернули страну к временам Ивана Ш, когда государственные должности раздавались не для исполнения обязанностей, а «в кормление». Правитель той или иной области, судебный или какой-либо другой дьяк были обязаны внести в казну определенную сумму, все остальные «налоги» оставались в их личном пользовании. Естественно, что при таком порядке формирования государственного и местного бюджетов чиновники часто путали казну с собственным карманом.

Первой попыткой сломать традицию стала губная реформа Ивана Грозного, формально ликвидировавшая кормление. Воеводы, назначавшиеся царем, получали твердое жалование, как, впрочем, и приказные и судебные дьяки. В 1550 году царь в качестве жалования для воинских и иных чинов раздал им более тысячи поместий в 60--70 верстах от Москвы. Прекратить мздоимство в государственном аппарате была призвана и система суровых денежных и телесных наказаний.

Впрочем, никакие наказания не могли остановить государевых людей ни при Иване Грозном, ни в последующие времена. Размеры имущества, которое нуждалось в чиновничьем присмотре, и широкие возможности, которые в этом смысле открывались перед бюрократами, намного превосходили как страх перед возможным наказанием, так, собственно, и жалование.

Указ сената был фактически отменен при Елизавете. Однако чиновники не перестали «кормиться». Это происходило и «по привычке», и из-за очень маленького жалования. Типичная картина очереди просителей в «присутствие» состояла не только из людей, но и из многочисленных повозок и корзин с дарами. Форма подношений с веками претерпела некоторые естественные изменения, однако взятка остается весомым фактором при принятии решений, касается ли это частного лица или коммерческого предприятия.

Кормление или конвертация полномочий в деньги по-прежнему является одним из основных принципов работы государственного аппарата. Отменить зарплату, конечно, никому теперь в голову не приходит. Однако среднее жалованье в министерствах и ведомствах намного уступает зарплате, которую платят в частном секторе. При этом фактическое влияние органов власти на хозяйственную жизнь страны не уменьшилось, а возможно, даже и увеличилось по сравнению с приснопамятным указом сената.

Ставя чиновников перед выбором: либо полунищенское существование, либо кормление "за счет челобитчиков", государство заведомо соглашается с неэффективной работой управленческого аппарата. Трудно требовать от чиновника адекватных и своевременных действий, выплачивая ему месячную зарплату, сопоставимую с ценой двух кожаных курток. Большинство важных экономических решений буксует не из-за принципиального сопротивления госаппарата, а потому что чиновники заняты "кормлением". Более-менее эффективно государственная машина способна функционировать только в экстремальных ситуациях, когда нужна работа "на рывок". Однако на "большой рывок" ее не хватает.

В плане реформ, которые год назад задумывал Центр стратегических разработок, значилась административная реформа, одной из составляющих которой было серьезное повышение зарплаты государственному аппарату. Соответственно, при сокращении его численности. Дальше слов дело не ушло. Что и понятно: подробный план должны разрабатывать те же чиновники. А у них и без того полно дел.

Павел АПТЕКАРЬ, Леонид ПЕТРОВ