|
|
N°138, 05 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Политбюро вызвано на суд
Последнее партсобрание СЕПГ в Берлине
Завтра в столице Германии завершится, возможно, последний судебный процесс по обвинению бывших руководителей ГДР в убийствах у Берлинской стены. Сейчас на скамье подсудимых первый секретарь окружкома партии в Галле 74-летний Ханс Йоахим Беме и 73-летний первый секретарь окружкома в Карл-Маркс-Штадте (ныне Хемниц) Зигфрид Лоренц. В 2000 году на подобном судебном процессе этим бывшим членам политбюро ЦК СЕПГ (Социалистической единой партии Германии. -- Ред.) удалось добиться оправдательного приговора. Суд постановил, что своей властью подсудимые не могли остановить действие приказа об открытии огня по лицам, пытавшимся проникнуть на территорию Западного Берлина.
Однако Федеральная судебная палата (ФСП) 6 ноября 2002 года отменила этот приговор, так как, чтобы сделать пограничный режим в ГДР «более гуманным», не было необходимости сносить стену и удалять проволочные заграждения. В условиях ГДР было бы вполне достаточно, рассудили светлые головы в ФСП, увеличить число постов, и тогда часовые могли бы задерживать нарушителей границы, а не открывать по ним прицельный огонь с большого расстояния. На какие адские муки был бы обречен в таком случае сам задержанный, это уже никому не интересно.
Юстиция воссоединенной Германии с большим тактом подошла к этой проблеме. Новая немецкая Фемида не ставит целью огульно судить весь коммунистический режим. Правосудию интересны конкретные случаи, связанные с насильственной смертью людей. И доля вины конкретных лиц, которые могли иметь к этому отношение. Дела о таких убийствах рассматриваются строго на основе законодательства, существовавшего в социалистической ГДР. А при «народной власти», кстати, не было такого закона, который бы требовал убивать на месте людей за попытку -- хотя бы даже и незаконную -- пересечения госграницы.
Варварский пограничный режим «государства рабочих и крестьян», только по официальным данным, стоил жизни более тысячи человек. Лоренцу и Беме вменяется в вину пособничество в убийстве трех беглецов в 80-е годы. В их числе 20-летний Крис Геффрой, предпринявший неудачную попытку преодолеть Берлинскую стену в ночь на 6 февраля 1989 года -- всего за месяцы до ее падения.
Согласно заключению прокуратуры, вина подсудимых состоит в том, что они, работая в самой мощной властной инстанции ГДР, не направили свою деятельность на «гуманизацию» пограничного режима. «Отказ от этого, -- говорится в обвинительном документе, -- и явился первопричиной смертельных выстрелов». Однако Фридрих Вольфф, защитник экс-членов политбюро на процессе, приводит достаточно незамысловатый аргумент: протест отдельно взятого члена политбюро против открытия огня ни к чему не привел бы.
Такого же мнения придерживаются и большинство прежних высших функционеров ГДР. Они по традиции собираются в залах суда на подобные процессы, благодаря чему те смахивают на партсобрания былых времен. Правда, последний генсек ЦК СЕПГ Эгон Кренц на этот процесс не явился. Его в августе 1997 года судили по тем же обвинениям и посадили на шесть с половиной лет. Отмотав половину срока, он к Рождеству 2003 года досрочно, надо думать, с очищенной -- насколько она, разумеется, поддавалась очищению -- совестью вышел на свободу. С тех пор Эгон Кренц со своими товарищами из политбюро окончательно «завязал».
Юрий ШПАКОВ, Берлин