|
|
N°138, 05 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Обогнать Саудовскую Аравию
Ирак намерен стать лидером в мировой нефтедобыче
Иракское правительство решило переоценить запасы нефти в стране, сообщила вчера New York Times. Оно предлагает иностранным компаниям до 15 августа подать заявки на проведение этих работ, обещая к октябрю заключить соответствующие контракты. В российских компаниях, которые до войны работали в Ираке, говорят, что пока не получали предложений, однако не уверены, что будут участвовать в таких мероприятиях. Их позиция, очевидно, основана на том, что при переоценке запасы месторождений наверняка увеличатся, а это значит, что увеличится и цена этих месторождений. В то же время западные эксперты уверены: если Ирак сделает вывод о существенном увеличении запасов, это будет той мерой, которая «охладит» цены на нефть. Вчера, кстати, они вновь побивали рекорды, подбираясь к 45 долл. за баррель в Америке и 41 долл. за баррель в Европе. Ведь перспектива увеличения предложения на рынке, хотя и не скорого, способна, по мнению экспертов, заставить биржевых спекулянтов отказаться от игры на повышение.
Последняя оценка запасов Ирака производилась более 20 лет назад. На ее основе сегодняшние запасы страны оцениваются в 115 млрд баррелей нефти, что вдвое меньше, чем у лидера нефтедобычи -- Саудовской Аравии. Но за два с лишним десятилетия существенно изменились технологии геологоразведки, Ирак пережил три войны и больше десяти лет находился в изоляции. Поэтому в Багдаде постоянно говорят о том, что нельзя исключать признание Ирака самой богатой нефтью страной в мире. Насколько обоснованны такие заявления, судить сложно. Однако после того как одна из крупнейших нефтяных корпораций, Shell, была обвинена в раздувании запасов, желание проамериканской временной администрации Ирака навести порядок в оценке запасов сырья вполне очевидно.
Представитель иракского министерства нефти Фалах Хаваджи, которого цитирует New York Times, заявил, что в первую очередь будет произведена новая оценка запасов на месторождениях в Румейле (на юге страны) и в Киркуке (на севере). "Это наши старейшие месторождения (их начали разрабатывать в 1920-х годах), и сейчас самое время произвести там разведку", -- сказал он. Хотя контракты на переоценку запасов в этих регионах будут относительно небольшими -- каждый, по оценкам американских специалистов, стоимостью около 10 млн долл., -- их эффект, пишет газета, «будет огромен как для Ирака, так и для мировых энергетических рынков».
Крупнейшие нефтяные корпорации -- ВР и Royal Dutch/Shell -- намерены участвовать в иракских конкурсах. Французская Total и норвежская Statoil, как говорят их представители, отказались от предложения из Багдада. Halliburton, основанная вице-президентом США Ричардом Чейни и уже даже оштрафованная за различные нарушения в Ираке, пока не определила свою позицию. Правда, непонятно, получила ли она приглашение работать в стране, с которой связаны все ее неприятности в последнее время.
При этом компании-претенденты, по словам их представителей, выполняя работы по оценке запасов, не могут рассчитывать на что-либо большее -- владельцем месторождений останется министерство нефти Ирака. Однако оно готово будет предоставить победителю всю информацию о месторождениях, которая накопилась со времен первой войны в Персидском заливе. А это уже немало для компаний, которые потенциально могут претендовать на месторождения.
В российском ЛУКОЙЛе вчера отказались комментировать ситуацию вокруг Ирака. Как сказал представитель компании, до того момента, пока в этой стране не утихнут военные действия (к которым он относит прежде всего теракты) и власть окончательно не перейдет в руки иракцев, вести работу непосредственно в Ираке очень рискованно. К тому же, добавил другой представитель ЛУКОЙЛа, в контракте на разработку месторождения-гиганта «Западная Курна-2» от 1997 года все прогнозные запасы нефти указаны. Как известно, администрация Саддама Хусейна признала недействительным этот контракт, однако в Международном суде Женевы расторгать его не стала (а это обязательное условие расторжения). Поэтому ЛУКОЙЛ считает его действующим. Новая администрация Ирака пока еще не высказала свою позицию по «Западной Курне-2», однако подписала с Вагитом Алекперовым соглашение о сотрудничестве, в рамках которого более сотни иракских нефтяников проходят обучение в России. Это обстоятельство позволяет многим экспертам прогнозировать, что ЛУКОЙЛ останется в Ираке. И в этой ситуации, судя по всему, переоценка запасов месторождения российской компании невыгодна. Во-первых, она продлит неопределенность вокруг прав ЛУКОЙЛа на месторождение, а во-вторых, в случае увеличения запасов Багдад может потребовать пересмотра условий контракта. Впрочем, нельзя исключать, что Вагиту Алекперову удастся договориться с Ираком до того, как будет проведена переоценка запасов.
Другой активный российский игрок на иракском нефтяном рынке -- компания «Союзнефтегаз» экс-министра топлива и энергетики Юрия Шафраника -- в целом готова к увеличению запасов месторождения «Рафидейн», на которое она претендует. В компании соглашаются с тем, что переоценка увеличит запасы и из-за этого цена месторождения возрастет. «Однако в этом случае и сам актив будет более крупным, -- говорит представитель «Союзнефтегаза». -- К тому же не нужно забывать, что после скандала с Shell все компании более щепетильно относятся к оценке своих запасов».
Пока российские нефтяники ждут нормализации ситуации в Ираке, их коллеги говорят, что готовы работать в Ираке уже сейчас. Представитель ВР Ронни Чаппел заявил New York Times, что если его компания выиграет контракты на оценку запасов месторождений Ирака, то начнет работу сразу же. При этом он подчеркнул, что «нет никакой необходимости в том, чтобы специалисты работали непосредственно в стране до тех пор, пока там не улучшится обстановка».
Николай ГОРЕЛОВ