|
|
N°138, 05 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Зачем американцам в Ираке российские военные?
Как расширить состав находящихся в Ираке Многонациональных сил (МНС)? Для иракских властей эта тема стала одной из главных. Ей были посвящены зарубежные турне премьера Айада Алляви и министра иностранных дел Хошияра Зибари. Об этом только что провел переговоры на Ближнем Востоке и госсекретарь США Колин Пауэлл. Как иракцы, так и американцы настойчиво завлекают в коалицию мусульманские и арабские страны. Не забыта и Россия. Чем же объясняются такие энергичные потуги?
Во-первых, волна терактов в Ираке не спадает. Неспособность американских военных обеспечить устойчивую стабильность очевидна и заставляет (прежде всего Вашингтон) «разбавить» коалицию как можно большим числом участников из мусульманских государств и из тех авторитетных стран, что прямо не поддержали военную акцию США, как, например, Россия, Франция, Германия. С практической точки зрения их участие вряд ли смогло бы сыграть большую роль для снижения существующей в Ираке напряженности и решения проблем безопасности. Речь, по всей видимости, о другом: чтобы разложить ответственность за происходящее, в первую очередь за провалы США, на всех, кто так или иначе имеет интересы в Ираке и в регионе в целом.
Во-вторых, Вашингтон остро нуждается в том, чтобы нынешнему иракскому правительству была оказана всесторонняя поддержка. Ведь это правительство было сформировано при активном участии США. Поддержка, оказываемая этому правительству, -- это автоматически поддержка его политических шагов, определенных совместно с американцами. Солидное расширение Многонациональных сил явилось бы наиболее убедительной поддержкой и самого этого правительства, и его политики.
В-третьих, болезненные сбои в МНС (выход из них ряда государств -- Испании, Филиппин и др.) могут в перспективе самым негативным образом сказаться на пропагандируемой США их лидирующей роли в антитеррористической коалиции. Расширяя коалицию, Вашингтон надеется, что даже чисто формальное участие в ней вышеупомянутых государств может явиться морально-политическим стимулом, способным если не покончить с подрывными акциями в Ираке, то по крайней мере хоть на какой-то период обуздать их.
Очевидно, что Россия была и остается в Ираке весьма заинтересованной стороной. Стабилизация там обстановки, передача реальной власти законным иракским представителям отвечает нашим национальным интересам. Москва налаживает партнерские отношения с иракцами и тесно сотрудничает на иракском направлении с Вашингтоном. Пример -- визит в Москву более недели назад главы МИД Ирака Хошияра Зибари.
Вместе с тем верно и то, что направление нами в Ирак в нынешних условиях какого-либо воинского контингента не пошло бы на пользу ни нашим отношениям с Багдадом, ни отношениям России с другими заинтересованными сторонами, включая соседей Ирака. Стабилизация обстановки в этой стране напрямую, на наш взгляд, не зависит от количества вооруженных сил и воинских контингентов. Многое определяется совокупностью политических, социально-экономических и других мер, которые будут предприняты иракскими властями. И в этом плане Россия может и должна играть активную роль как самостоятельно, так и в сотрудничестве со своими партнерами. Для этого у нас есть все рычаги и каналы, в том числе в ООН. Мы можем задействовать наши торгово-экономические связи и многолетний опыт работы с иракцами.
Виктор Гогитидзе