|
|
N°97, 05 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Погонный рубль
Президент отчитал правительство за нехватку денег на военных
Термин «дополнительные доходы бюджета», похоже, стремительно уходит из российской жизни. Если с прошлой осени депутаты Госдумы и различные ведомства ожесточенно бились за допдоходы бюджета-2000, то проект бюджета-2002 складывается так, что слово «секвестр» уже гуляет по коридорам Белого дома. Произошло то, о чем Россию предупреждали «ненавистный» МВФ и некоторые российские экономисты: объем принятых на себя властями социальных обязательств ставит под угрозу бюджетную стабильность.
Вчера, за три дня до обсуждения на правительстве основных показателей проекта бюджета, Владимир Путин отчитал финансовых чиновников за негодное прогнозирование. «Правительство обратилось ко мне, -- сказал президент, -- с просьбой «отладить» закон о поправках к закону о статусе военнослужащих. Прежде всего речь идет о приравнивании окладов по воинским должностям к окладам гражданских федеральных служащих. Причиной такого предложения правительства послужили экономические расчеты, показывающие реальные возможности государства. Правительство утверждает, что на исполнение принятого закона в обозначенные в документе сроки денег хватать не будет. Хочу отметить, что правительству потребовался почти год, чтобы провести работу по подготовке своих предложений. Работа по данному законопроекту в Думе велась с августа прошлого года. А позиции правительства и его предложения сформировались практически только сейчас. Такой стиль не является лучшим. Не хочу нагнетать обстановку, но вопрос крайне серьезный, мы с вами это знаем».
Суть проблемы такова. Прошлой осенью с подачи председателя думского комитета по обороне Андрея Николаева правительство и Дума создали рабочую группу по разработке поправок в законодательство, регламентирующее финансовое обеспечение армии. В частности, предполагалось приравнять военнослужащих к госслужащим и усовершенствовать механизмы предоставления военным разнообразных льгот. Разработки, по оценке кремлевских экспертов, получились «невнятные», и правительство «обратилось» к Владимиру Путину с просьбой об интеллектуальной помощи.
В мае работа над новым вариантом закона была завершена, и на днях правительство прислало на него свой отзыв. В документе, который оказался в распоряжении газеты «Время новостей», сообщается, что дополнительные расходы госбюджета при введении новых условий формирования денежного довольствия и пенсионных выплат военным составит 55,7 млрд рублей. «Таким образом, увеличение общих расходов на денежное довольствие и пенсии, предусмотренные в бюджете 2001 года, составит не менее 58,4 процента и не может быть реализовано в течение одного бюджетного года без ущерба для иных материально-технических затрат заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, в которых предусматривается прохождение военной службы» -- таков приговор правительственных финансистов "президентскому" законопроекту.
Позиция Белого дома сильно разозлила Владимира Путина, и вчера министру финансов Алексею Кудрину пришлось выслушать много неприятных слов. В результате вчера же президент подписал распоряжение, согласно которому именно г-н Кудрин будет представлять законопроект Думе.
При этом, несмотря на мнение финансистов о «военном» законопроекте, Владимир Путин в очередной раз призвал их составить проект бюджета 2002 года «предельно сбалансированным и на 100 процентов реализуемым». И хотя с Госдумой «сложился хороший рабочий контакт», подчеркнул: «Правительство должно быть убедительным в своем диалоге с депутатами».
Правительству следовало бы быть более убедительным и в диалоге с президентом. По крайней мере, стоит определиться, что дешевле для бюджета -- изначально объявлять главе государства цену его политических инициатив или потом бороться с их последствиями.
Любовь Куделина, заместитель министра обороны:
-- Этот законопроект никак не замена действующему закону. Чтоб не быть голословной, хочу привести цифры. Например, командир взвода, получающий сегодня денежное довольствие 1600 рублей в месяц, после тех мер, которые намечены президентом, получит в расчете на месяц 4000 рублей. Эта сумма не учитывает и сохраняет существующий ныне механизм в продовольственном, вещевом и санаторно-курортном обеспечении.
Срок вступления закона в силу -- 1 июля 2002 года. Министерству обороны хотелось бы, конечно, раньше. Но срок был назван президентом именно потому, что с этого срока выплаты не будут декларативным заявлением, а будут полностью обеспечены средствами федерального бюджета. Конечно, это только первый этап наметившихся мер по реформированию денежного довольствия. Но даже на этом этапе мы предусматриваем, что, перейдя на оклады, аналогичные окладам госслужащих, военные будут получать больше госслужащих на 25--30%.
СПРАВКА
Зарплата военнослужащих (впрочем, самого слова «зарплата» в специфическом военном языке нет, его заменяет выражение «денежное довольствие») складывается из двух основных компонентов: из оклада по воинским должностям (то, что человек зарабатывает, выполняя обязанности, скажем, командира полка или заведующего складом вооружений) и доплат за воинские звания (в просторечье -- «за звезды», поскольку их размер напрямую зависит от того, дослужился ли ты до полковничьих погон или остаешься всего лишь старшим лейтенантом). В принципе в этом структура «денежного довольствия» близка нынешней системе начисления зарплат гражданским госчиновникам, которые тоже получают должностные оклады плюс ежемесячные надбавки за квалификационный разряд. Однако гонка «денежного довольствия» за зарплатами «на гражданке», похоже, предстоит долгая и изматывающая. Военные оклады «за должность» планируется уравнять с должностными окладами госслужащих уже к 1 июля 2002 года, а вот «звезды» уравняются в цене с чиновничьими «квалификационными разрядами» только лишь к 1 января 2004 года. К тому же, военных у нас больше, чем госслужащих
Иван ГОРДЕЕВ