Время новостей
     N°97, 05 июня 2001 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  05.06.2001
До первого выстрела
Арабы и евреи ждут, у кого сдадут нервы
На Ближнем Востоке повисла вчера напряженная пауза. Израильский премьер Ариэль Шарон потребовал от главы Палестинской автономии Ясира Арафата «остановить террор и насилие и арестовать всех террористов». Если ультиматум будет выполнен, Шарон, возможно, откажется от решительных мер, применение которых может стоить власти Арафату. Военные же ждут приказа -- они готовы нанести по автономии сокрушительный удар возмездия.

Такая реакция Израиля на теракт в Тель-Авиве в пятницу, когда погибли 20 подростков, выходцев из СНГ, вполне соответствовала бы общей линии «ястреба» Шарона. Израильский премьер, которого международные посредники призывают к сдержанности, вчера оправдывался перед соотечественниками, требующими мести: «Сдержанность -- тоже сила». Возможно, в этом его окончательно убедит представитель главы МИД России Андрей Вдовин, отправившийся на Ближний Восток. У него сложная миссия: конфликт, развивающийся по собственной логике, не предвещает ничего хорошего.

Между тем на совещании руководителей 13 основных палестинских группировок, в том числе крайне религиозных, Ясир Арафат потребовал от них соблюдать перемирие. В глазах арабов это странное требование: ведь израильтяне, не желая «проявлять слабость», на уступки пока не идут. Сразу после совещания лидер арафатовской же организации ФАТХ на Западном берегу Иордана Марван Баргуси объявил о «продолжении восстания». «Сопротивление не прекратится, пока израильтяне не уйдут с оккупированных земель. Только тогда мы сможем соблюдать перемирие», -- заявил газете «Время новостей» один из лидеров политического крыла исламского движения ХАМАС шейх Джамаль Салим. Никакого противоречия между своим заявлением и призывом Арафата к прекращению огня он не видит: «Мы обороняемся. Это Израиль пришел на нашу землю, а не наоборот».

Усилия Арафата по обузданию насилия обречены на провал, а ведь еще не известно, осмелится ли он пойти против своего народа, который в большинстве воспринимает теракт на дискотеке в Тель-Авиве как «героический поступок». Известно и имя «героя»: вместе с жертвами себя подорвал 22-летний Саид Аль-Хутери. Этот «тихий, обычный мальчик» родился в семье палестинских беженцев в Иордании. Работая автомехаником в Палестинской автономии, Саид сблизился с военным крылом ХАМАС -- «Бригадами Изеддина Кассама», взявшими на себя ответственность за теракт.

Камикадзе есть и в других религиозных движениях -- «Исламский джихад» и «Палестинская хезболлах». «Считать или нет таких людей отправляющимися в рай святыми мучениками, шахидами, одному Богу известно, прямых указаний на это нигде нет. Да, в Коране говорится, что когда идут военные действия, то с врагом поступают так, как он с тобой. Но мирное население трогать нельзя, это богопротивное дело. Если обвязался взрывчаткой и пошел к вражеской армии, то шахид. Если к мирным людям, то нет», -- объяснил газете «Время новостей» Верховный муфтий, председатель Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин. «Пока Израиль не уйдет, все его граждане, женщины или мужчины, маленькие или взрослые, будут восприниматься нами как военные. Все израильское общество -- это армия», -- заявил Джамаль Салим из ХАМАС.

Елена СУПОНИНА