|
|
N°137, 04 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Подвели пиво под монастырь
Баварские монахи делят популярную марку пенного напитка
Для насельников знаменитого монастыря Андехс в Баварии нынешняя неделька началась весьма скверно. В понедельник его 35-летний высокопреосвященный настоятель Йоханнес Еккерт подал в местный административный суд составленные по всей форме документы на банкротство святой обители. А точнее, самой популярной ее части, где многие столетия монахи-бенедиктинцы заботилась о душах грешных мирян, окормляя их производимым в этом монастыре пивом.
На современном языке данные земные труды называются коммерческой деятельностью. Братия со Святой Горы, где и расположен монастырь Андехс, определенно знала в ней толк. Пенистый напиток монахи производили здесь с 1455 года. В последние годы уровень производства достигал 100 тыс. гектолитров в год. Приблизительно 10% этого объема разливали полутора миллионам туристов и паломников в собственных «гастрономических предприятиях» -- так, в официальных документах числятся монастырские пивнушки на Святой Горе. Остальное с удовольствием брали оптовики для продажи по всей Германии. 5% произведенного пива даже уходило на экспорт в страны ЕС и Швейцарию. Марка «Андехс» (Andechs) принадлежит к числу наиболее известных в среде истинных ценителей немецких пивных сортов.
Истинный расцвет пивоваренного дела на баварской Святой Горе пришелся отнюдь не на далекое Средневековье. На широкую ногу промысел был поставлен главным образом в последние 28 лет ныне 50-летним патером Анзельмом Бильгри. За эти годы богомольную идиллию в стиле барокко священник превратил в процветающее коммерческое предприятие, как и положено, зарегистрированное в миру по всем правилам в качестве общества с ограниченной ответственностью. А к своему закату монастырский бизнес покатился год назад с приходом молодого и энергичного настоятеля Йоханнеса Еккерта. По части популярности в среде многочисленной паствы и за ее пределами ему трудно было конкурировать с братом-пивоваром Анзельмом Бильгри. Последний был душой многочисленных многолюдных встреч и празднеств, связанных с выпускаемым им напитком, считающимся в Баварии народным.
Тогда-то и решил «старший брат» Йоханнес доказать, кто в монастыре босс. Политика «сильной руки» нового настоятеля начала проводиться в жизнь с требования устранить образовавшиеся перегибы в практике применения католической формулы Ora et labora, что означает монашеское бытие в «трудах и молитве». В одном из своих программных выступлений на собрании монастырско-пивоваренного коллектива Йоханнес потребовал от насельников «меньше бизнеса, больше духовности». А лично от главы монастырских пивоваров и бизнесменов Бильгри он потребовал найти собственную «правильную меру».
Понятно, что сразу же вслед за этим состоялся исход со Святой Горы брата Анзельма Бильгри и отдельных примкнувших к нему единомышленников. А новый монастырский шеф не успокоился и повелел проверить состояние бухгалтерских книг. По завершении ревизии он сообщил оставшейся в обители братии пренеприятнейшее известие. Монастырь Андехс, объявил он, стараниями монахов-пивоваров доведен до состояния банкротства. По подсчетам ревизоров, расходов на производстве популярного бренда, известного с XV столетия, оказалось больше, чем доходов. Это и стало причиной заявления настоятеля в административный суд в Ульме о неплатежеспособности коммерческих предприятий монастыря.
Изгнанный им брат Анзельм божится: «Ко времени своего ухода полгода назад я оставил ориентированное на дальнейший рост и экономически здоровое предприятие». Причины коммерческого краха отколовшиеся монастырские бизнесмены усматривают в деловой бездеятельности нового настоятеля. Основатель федеральной сети пивных «Андехс» (их по Германии добрый десяток) монах Райнер Штайгер поясняет: «Настоятель не принял ни одного стратегического решения, не провел ни одного производственного совещания». Штайгер уже обратился за содействием к мирскому правосудию. Во-первых, он предпринял необходимые меры для того, чтобы остановить затеянную настоятелем процедуру банкротства. А помимо этого подал прошение об отстранении Йоханнеса Еккерта от должности.
Между тем сам настоятель, получив контроль над производством "Андехса", успокаивает всех страждущих и жаждущих в Баварии и ближайших окрестностях. По его словам, монастырские предприятия будут, как и прежде, производить и продавать популярное пиво «Андехс». Но наряду с этим будет усилено и «духовное окормление» потребительской паствы. Ведь официальный рекламный девиз обители звучит: «Монастырь Андехс -- удовольствие для тела и души».
Юрий ШПАКОВ, Берлин