|
|
N°138, 05 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Ольга Свиблова: Made in Russia -- наш новый бренд
Сезон в Московском Доме фотографии закончился. О некоторых его итогах и планах обозревателю газеты Сергею ХАЧАТУРОВУ рассказывает директор МДФ Ольга СВИБЛОВА.
-- Фотобиеннале этого года запомнилась не только высоким уровнем представленных экспозиций, но и тем, что под занавес организаторы как из рога изобилия осыпали участников всевозможными наградами и призами. Призы в финале биеннале -- декоративное излишество или необходимая часть самой конструкции?
-- Конечно же второе. Система премий выполняет двоякую функцию. С одной стороны, это материальное поощрение художников, без которого невозможно поддержать масштабные проекты. С другой стороны, это стимулирует художника как профессионала. Система премий только-только возрождается в России. В советское время была только одна Госпремия. Сегодня возникло большое количество независимых премий и в литературе, и в театре, и в музыке... И эта система работает безотказно. Повышает статус события во сто крат. Пример -- «Золотая маска». Существующие фотографические премии («Серебряная камера») сыграли важную роль в том, чтобы фотография сегодня получила престиж и обрела публику. Поэтому закономерно, что в рамках Московской фотобиеннале было учреждено несколько премий по разным номинациям. За вклад в мировую фотографию премию в 7000 долларов, учрежденную компанией Volkswagen, получил Уильям Кляйн. Компания MasterCard почтила Александра Родченко. Классик отечественной фотографии жил и умер, не имея ни одной награды, ни одной премии в своей стране. Премию (тоже 7000 долларов) получил его внук, исследователь авангарда Александр Лаврентьев. Меня тронула позиция семьи. Полученные деньги будут потрачены на издание портфолио фотографий Родченко о спорте и монографию о творчестве мастера на русском и английском языках.
Помимо двух основных премий были сопутствующие, но тоже очень важные. Премии от культурного фонда Hennessy в номинации «Открытие биеннале» получил Георгий Первов. На эти деньги был издан первый в его жизни каталог. Был вручен и своеобразный «приз зрительских симпатий». При поддержке компании «Би Лайн GSM» во время работы биеннале люди могли голосовать мобильниками: отправлять SMS с названием понравившейся работы. Большинство голосов было отдано фотосериям группы «АЕС+Ф».
Система поощрений лучших проектов важна еще и потому, что мастера могут потратить спонсорские средства на качественную печать и соответствующее западным стандартам оформление работ. Партнеры Дома фотографии -- ProLab и FotoLab -- сегодня помогают нам делать выставки made in Russia, не уступающие американским или французским. Последний пример -- экспозиция Анатолия Журавлева, высокотехнологичная и концептуально выстроенная. А фирма Nokia учила высоким технологиям всех пришедших на биеннале. Был организован конкурс лучших фотографий, отправленных по системе MMS.
-- Сегодня вовсю идет подготовка Первой Московской биеннале современного искусства. Как Московский Дом фотографии будет в ней участвовать?
-- Как вам известно, второй год Дом фотографии называется Мультимедийным центром актуальных искусств. В таком качестве мы планируем организовать программу Биеннале OFF, бюджет которой не входит в программу Министерства культуры. Мы готовим проект крупнейшего художника Contemporary Art израильтянки Микаэль Ровнер. Уверена, что это будет огромным событием, ведь на Венецианской биеннале прошлого года израильский павильон был конечно же лучшим. Сейчас мы рассчитываем нагрузки на наши полы, так как для инсталляции Ровнер требуются огромные тяжеленные камни, а здание у нас в аварийном состоянии. Кроме того, мы будем делать два-три русских проекта. Мы объявили конкурс, и каждый художник может дать на него свое предложение.
Беседовал Сергей ХАЧАТУРОВ