|
|
N°137, 04 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Свобода пресса
Журналистов законодательно обяжут зависеть только от государства
Жалобы либералов на то, что в России ущемляется свобода прессы, наконец услышаны парламентариями. Экспертный совет при подкомитете по печатным СМИ думского комитета по информационной политике придумал, как сделать российских журналистов свободными и независимыми. Возглавляет совет автор действующего закона о средствах массовой информации Михаил Федотов.
Как объяснил корреспонденту «Времени новостей» заместитель председателя комитета Борис Резник («Единая Россия»), предлагается не менять сам закон о СМИ, а принять несколько дополнительных законопроектов. Например, уже подготовлен документ под названием «Об экономической независимости СМИ». Предполагается, что независимость прессы обеспечит государство: оно перестанет облагать массмедиа непосильными налогами, предоставит им фиксированные цены на бумагу и типографские расходы. «Такая практика есть во всем мире», -- поясняет г-н Резник.
«Мне неизвестно, чтобы в рыночных экономиках существовали такие прецеденты, как установленная государством цена на типографские расходы», -- сомневается первый заместитель директора Центра политтехнологий Борис Макаренко. Действительно, непонятно, как правительство может контролировать прайс-лист частной типографии. Кроме того, если считать государственные дотации залогом свободы журналистики, то приходится признать, что самой независимой прессой была советская, существовавшая исключительно на бюджетные средства.
«Независимых СМИ вообще не бывает, -- утверждает г-н Макаренко. -- В Америке пресса небольшого городка целиком зависит от рекламодателя. Если в такой ситуации один шоп-центр лишит газету рекламы своих десяти магазинов, газета прогорит. Это тоже зависимость, но совершенно не такая, о какой мы говорим в России».
Другой законопроект экспертного совета предлагает ограничить монополизацию СМИ. «Такие законы тоже есть во многих западных странах: нельзя иметь определенное количество акций в разных СМИ, нельзя иметь предназначенные для одной и той же аудитории телеканал и газету», -- поясняет Борис Резник. «Однако для реализации подобного закона нужна прежде всего прозрачность собственности, -- поправляет его г-н Макаренко. -- Взять хотя бы «Первый канал»: никто не знает, куда делись 49% акций после того, как их продал Березовский. В таких условиях обойти закон будет очень легко».
Наконец, у депутатов есть еще один проект, навеянный народными жалобами на назойливую телерекламу, чернуху и обнаженку на экране. Парламентарии предлагают и здесь взять пример с заграницы, учредив полноценное общественное телевидение, то есть канал, существующий за счет абонентской платы зрителей и потому не нуждающийся в рекламе.
Борис Резник уверяет, что это удовольствие будет стоить сущие копейки -- 16 руб. с человека в месяц. Однако Борис Макаренко критикует и эту идею. «То, что на Западе называется public, а у нас это любят переводить как «общественное», на самом деле обозначает «государственный канал», как британский Би-би-си, -- поясняет он. -- Государственный -- значит, подчеркнуто нейтральный, выражающий точку зрения всех партий и общественных течений. У нас же под государством будет пониматься высший эшелон исполнительной власти. Вспомните, как «общественное» российское телевидение действовало: то Доренко выпустит, то коммунистов замочит». В связи с этим возникают подозрения, что «общественное» телевидение у нас может превратиться просто в еще один госканал, которых и без того хватает.
Словом, не похоже, что западный опыт сможет прижиться на российской почве. С другой стороны, как полагает г-н Макаренко, рецепт независимости прессы не так уж сложен: «Главное, чтобы СМИ были экономически состоятельны, тогда на них никто не сможет надавить». А для этого вместо десятка рамочных законопроектов нужна просто нормально функционирующая рыночная экономика -- с большим количеством компаний-рекламодателей и состоятельными потребителями, которые могут себе позволить заплатить за абонентский ТВ-канал или подписаться на несколько печатных изданий. Государственная же поддержка -- это просто еще одна дотационная игла, на которой и так сидит большое количество российских СМИ, особенно региональных.
Наталья РОЖКОВА