|
|
N°137, 04 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не в ту сторону раскрутили
МКС не выдержала активности космонавтов
Почти каждый выход в открытый космос обитателей МКС в этом году сопровождается нештатной ситуацией. Эту неприятную тенденцию подтвердили вчера Геннадий Падалка и Майкл Финк, которым уже в третий раз за последние месяцы пришлось выйти за борт орбитального комплекса. На этот раз программа работ МКС была достаточно рутинной: требовалось подготовить стыковочный узел российского сегмента для приема европейского грузовика «Жюль Верн», сменить часть аппаратуры, закрепленной на оболочке станции, а также отремонтировать вышедший из строя кабель одной из телекамер. И тем не менее без инцидентов не обошлось -- теперь подвела система пространственной ориентации МКС, уже изрядно потрепавшая нервы и космонавтам, и специалистам наземных служб.
Поначалу все шло хорошо, более того, космонавты вышли наружу на несколько минут раньше положенного времени и работали очень быстро, с опережением графика. Падалка и Финк не останавливались даже в те моменты, когда МКС входила в тень Земли (обычно в такие периоды работающие в открытом космосе делают паузу). Но через некоторое время произошел загадочный сбой техники: прервался телеметрический контакт с Землей, и космонавты могли общаться с ЦУПом только по голосовой связи. Все пришло в норму лишь через 20 минут.
Оказалось, что бодрая работа космонавтов в открытом космосе в буквальном смысле слова раскачала МКС. Станция на орбите сохраняет постоянную ориентацию с помощью гиродинов -- быстро вращающихся волчков, стабилизирующих многотонную конструкцию за счет своей инерции. Но, как пояснил вчера руководитель полетов подмосковного ЦУПа Владимир Соловьев, Падалка и Финк «работали настолько активно, что создали дополнительное возмущение корпуса станции». МКС начала разворачиваться так резко, что гиродины просто не успели парировать это отклонение и отключились. Особой опасности для экипажа это не создало, но телеметрическая связь с Землей оборвалась: антенна, пересылающая сигнал, сместилась в сторону и «потеряла» спутник связи. Через несколько минут, когда для возвращения станции в нужное положение были задействованы двигатели российского модуля «Звезда» и опять включены гиродины, связь восстановилась.
Во время этой нештатной ситуации космонавтам ничего страшного не угрожало, хотя специалисты ЦУПа за эти 20 минут, видимо, успели порядком понервничать. Ведь, по словам Владимира Соловьева, до сих пор такого в космосе не случалось. Теперь инженерам предстоит тщательно разобраться в причинах временного отключения гиродинов и выяснить, как двум космонавтам удалось развернуть станцию, во много тысяч раз превосходящую их по массе.
Между тем хроника последних выходов в космос этого экипажа МКС уже начинает отдавать какой-то мистикой. Похоже, что безвоздушное пространство «недолюбливает» Падалку и Финка. Во время первых выходов им предстояло заниматься ремонтом тех самых гиродинов, которые вчера устроили двадцатиминутную нервотрепку Земле. Но сначала выяснилось, что отказал американский скафандр, предназначавшийся для российского космонавта, потом, когда штатовские «костюмчики» сменили на отечественные «Орланы», начудил Финк. Во время очередной попытки выхода в космос он неверно отрегулировал инжектор скафандра и буквально через несколько минут давление воздуха в нем начало падать, а работу пришлось прервать. Исправить сломанный гиродин удалось только 1 июля, после нескольких месяцев подготовки, отладки скафандров и тренировок.
Но и на этот раз уже починенные волчки умудрились подготовить космонавтам сюрприз. Правда, сбой связи не только не помешал работе, но и не смог сорвать рекорд: первоначально предполагалось, что Падалка и Финк затратят на ремонт шесть часов, но даже при проблемах с телеметрией экипаж справился со всеми задачами за 4,5 часа. Теперь им остается спокойно ждать следующего большого задания: 14 августа к МКС должен пристыковаться грузовой корабль «Прогресс М-50».
Владимир ДЗАГУТО