|
|
N°137, 04 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вес взят!
Монетизация льгот поправилась на пять килограммов
Десять часов работы потребовалось вчера Госдуме, чтобы рассмотреть и принять во втором чтении закон о монетизации льгот. Оппозиция даже попыталась поставить вопрос о самороспуске нижней палаты парламента в случае принятия закона. Закон Дума приняла. Самораспускаться -- отказалась.
Пожалуй, давно не было законопроекта, вызывавшего столь бурный публичный общественный протест. Чтобы этот протест не отвлекал законодателей от работы в процессе внеочередного пленарного заседания, были огорожены сотни квадратных метров прилегающей к зданию Думы территории, а также площади напротив Большого театра у памятника Карла Марксу, где обычно устраивали пикеты пенсионеры -- противники отмены льгот.
В само здание парламента вчера не пускали по временным пропускам, опасаясь повторения акции активистов Национально-большевистской партии, которые в день рассмотрения закона в первом чтении проникли в Думу и раскидали листовки неблагонадежного политического содержания прямо в зале заседаний.
Однако акции протеста все же прошли. Партия «Яблоко» собрала своих сторонников на Площади революции, у здания бывшего музея. Десять представителей «Авангарда коммунистической молодежи» устроили голодовку в парке напротив Большого театра. Опасаясь разгона собрания, они не захватили с собой ни знамен, ни плакатов, а просто тихо голодали на скамеечках.
В то же время некая организация под названием «Пенсионеры России», аффилированная с партией «Единая Россия», собрала рядом с гостиницей «Националь» малочисленный пикет в поддержку реформы. За лояльными пенсионерами заботливо присматривали «Идущие вместе».
Оппозиционные депутаты начали обсуждение законопроекта с того, что предложили вовсе снять его с рассмотрения. Первым эту идею высказал Александр Чуев из «Родины», затем она многократно повторялась его коллегами по оппозиции. Коммунисты высказали сразу целый ряд конструктивных предложений -- от переноса рассмотрения на несколько часов, дабы депутаты могли ознакомиться с обновленной таблицей поправок (Виктор Илюхин), до голосования без рассмотрения, потому что и так все ясно (Сергей Решульский).
Спикер Госдумы Борис Грызлов хладнокровно ставил все эти инициативы на голосование. Депутат от КПРФ Виктор Тюлькин вообще предложил Думе самораспуститься, потому что ни один из народных избранников не обещал избирателям урезать льготы. «Вашу идею нужно оформить в форме поправки к постановлению», -- вяло ответил г-н Грызлов. Однако потом, когда это же предложение высказал вице-спикер от фракции «Родина» Сергей Бабурин, спикер все же поставил его на голосование. За самороспуск проголосовали 99 человек при необходимом минимуме в 226 депутатских голосов.
Из всех предложений оппозиции было принято только одно, высказанное коммунистом Петром Романовым, -- после принятия закона обязать «Парламентскую газету» опубликовать результаты поименного голосования. С товарищем Романовым согласились 385 депутатов.
Протестуя против отмены льгот, коммунисты даже не обратили внимание на традиционное предложение лидера ЛДПР Владимира Жириновского запретить Компартию.
Руководитель фракции «Родина» Дмитрий Рогозин предложил монетизировать льготы первому президенту России Борису Ельцину, однако эта идея тоже не набрала нужного количества голосов.
Большое негодование депутатов от оппозиции вызвала новая таблица поправок, розданная утром. Она сильно отличалась от документа, который народные избранники видели накануне вечером, и многие из них стали жаловаться, что не могут найти в таблице свои поправки. Борис Грызлов успокоил депутатов, пообещав, что первый заместитель председателя комитета Госдумы по бюджету и налогам Виталий Шуба всем подскажет, где чьи поправки.
Оппозиция активно сетовала на нарушения регламента. Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский, например, сослался на пункт 3 статьи 122 регламента Госдумы, согласно которому должно пройти не менее 15 дней со времени раздачи поправок депутатам до их рассмотрения. Парламентариям же предлагалось изучить 5 кг (оценка коммуниста Михаила Заполева) поправок с наскока.
Руководитель фракции «Родина» Дмитрий Рогозин отметил, что 27 поправок «родинцев», внесенных вовремя, не были учтены. Однако председатель думского комитета по регламенту Олег Ковалев («Единая Россия»), как всегда в подобных случаях, упорно твердил, что никаких нарушений не было.
Думе предстояло рассмотреть 1060 поправок, рекомендованных профильным комитетом по бюджету и налогам к принятию, и 3806 поправок, рекомендованных к отклонению. Из них 216 было поставлено на отдельное рассмотрение.
Первым делом палата рассмотрела и одобрила блок самых существенных поправок. В частности, в законопроекте был сохранен единый минимальный размер оплаты труда на всей территории России. Размер социального пакета увеличился с 440 до 450 руб. за счет того, что проезд к месту лечения и обратно для льготных категорий граждан становится бесплатным (в первом чтении предусматривалась лишь частичная компенсация этих расходов). Закон предполагает, что с 2006 года льготники смогут по желанию выбрать: или льготный пакет услуг, или компенсация за него в размере 450 руб. ежемесячно.
После принятия закона останется ряд профессиональных льгот -- в частности, для малого предпринимательства. Например, Госдума сохранила заявительный характер регистрации малых предприятий.
В то же время многие, казалось бы, здравые поправки были безжалостно отметены. Например, предложение давать квартиру вдове военнослужащего, погибшего при исполнении, в том случае, если он стоял в очереди на жилплощадь. По мнению депутата Шубы, этот вопрос необходимо спустить на региональный уровень.
В середине воистину марафонского заседания депутат ЛДПР Олег Малышкин, баллотировавшийся весной в президенты России, не выдержал и попросил прекратить обсуждение. Его коллега по фракции Алексей Митрофанов тоже взмолился о перерыве на обед. Это дало повод для насмешек несгибаемым коммунистам, готовым поголодать часок-другой за "народные интересы".
В результате Госдума продлила время заседания и проголосовала по законопроекту после семи вечера. В итоге за принятие закона во втором чтении проголосовали 304 депутата, против -- 120, воздержался один. Третье чтение пройдет уже в четверг, 5 августа. Его исход сомнений не вызывает.
Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА