Время новостей
     N°136, 03 августа 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  03.08.2004
Мастера компромисса
Владельцы ОМЗ и «Интерроса» расстались без взаимных претензий
Владимир Потанин сумел не только продать свою долю в концерне «Силовые машины» немецкому Siemens так, чтобы остались довольны и российские власти, и покупатель, но и не обидеть Объединенные машиностроительные заводы (ОМЗ), перед которыми его холдинг нарушил обязательства по слиянию. Руководство компаний вчера сделало совместное заявление, из которого следовало, что процедура объединения ОМЗ и концерна «Силовые машины» «полностью прекращена без взаимных претензий сторон». Вчера же появились и первые негативные последствия срыва договоренностей. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's (S&P) заподозрило, что отмена слияния с «Силовыми машинами» может спровоцировать для ОМЗ проблемы с ликвидностью, и заявило, что намерено пересмотреть свою оценку кредитоспособности компании.

То, что слияние ОМЗ и «Силовых машин» не состоится, стало понятно еще в середине июля. Тогда появилась информация о том, что «Интеррос» ведет переговоры о продаже своей доли в «Силовых машинах» немецкой компании Siemens. Окончательно судьба сделки определилась неделю назад, когда «Интеррос» и Siemens объявили о создании СП. То, что «Силовые машины» и ОМЗ официально объявили о разрыве договоренностей только вчера, по мнению экспертов, косвенно свидетельствует о том, что государство одобрило план г-на Потанина о создании СП с немецким концерном.

Инвестиционные аналитики сразу указали на то, что компания Кахи Бендукидзе, сделавшая слишком много шагов к объединению с активами г-на Потанина, оказалась теперь в невыгодном положении, и, следовательно, ей полагается компенсация. До сих пор в «Интерросе» (который является инициатором срыва сделки) и в ОМЗ не разглашают, какие санкции предусмотрены за нарушение подписанного ранее протокола о слиянии. В минувшую пятницу агентство РБК со ссылкой на анонимный источник сообщило, что «Интеррос» заплатит ОМЗ неустойку в размере 25 млн долл., причем не «живыми» деньгами, а путем взаимозачета кредитов, ранее выданных структурами г-на Потанина. В «Интерросе» и ОМЗ эту информацию опровергли. В холдинге г-на Потанина газете «Время новостей» сообщили лишь, что «стороны расстались, удовлетворенные друг другом, что исключает дальнейшее осложнение бизнес-отношений». Наблюдатели же полагают, что отсутствие претензий не исключает наличия обязательств и что скорее всего участники несостоявшейся сделки просто не хотят разглашать эту информацию.

Вчера же опасения аналитиков подтвердило и международное рейтинговое агентство S&P, которое сообщило, что поставило долгосрочный кредитный рейтинг ОМЗ, находящийся на уровне ССС+, на пересмотр с возможностью снижения. Кроме того, в пресс-релизе S&P сообщается, что рейтинг по национальной шкале компании уже понижен до ruBB с ruBBB-. Как пояснила кредитный аналитик агентства Татьяна Кордюкова, в S&P опасаются, что характеристики бизнеса и финансовое положение ОМЗ могли пострадать из-за отмены сделки с «Силовыми машинами». По мнению аналитиков, смена рейтинга не сильно отразится на условиях привлечения финансовых средств ОМЗ, поскольку у компании и до этого были не особо выгодные позиции. В ближайшее время эксперты S&P намерены тщательно проанализировать положение компании с точки зрения доступности ликвидных ресурсов, а также влияния отмены сделки на кредитоспособность. Если их опасения не подтвердятся, то, по словам г-жи Кордюковой, рейтинги будут подтверждены.

Пока же специалистов S&P, как следует из вчерашнего сообщения, смущает то, что ОМЗ начали продажу подразделений, которые приносили 40% выручки в 2003 году. Опасения экспертов S&P вызывает также финансовое положение подразделений чешской компании Skoda (атомное и сталелитейное), которые ОМЗ приобрела в преддверии слияния. Негативно оценивают в S&P и то, что оперативный контроль над ОМЗ перешел к менеджменту «Силовых машин», и сейчас новая структура менеджмента и его стратегия неясны.

Вчера владельцы «Силовых машин» и ОМЗ поспешили сообщить, что «менеджмент концерна «Силовые машины» во главе с Евгением Яковлевым передает управление компанией ОМЗ менеджерам, уполномоченным акционерами ОМЗ». А в пресс-службе ОМЗ уточнили, что г-н Яковлев уже подписал приказ о назначении на должность и.о. гендиректора Сергея Липского. Сам г-н Липский вчера через пресс-службу сообщил, что «предложение возглавить ОМЗ для него не было неожиданностью, тем более что он имел возможность хорошо изучить компанию на посту исполнительного директора». Окончательное утверждение в должности гендиректора ОМЗ Сергея Липского, уточнили вчера в компании, произойдет после выборов нового совета директоров на повторном годовом собрании акционеров 9 августа.

Яна ВИКТОРОВА