|
|
N°136, 03 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Банки в молочной каше
Deutsche Bank могут обвинить в мошенничестве по делу Parmalat
Управляющий процедурой банкротства концерна Parmalat Энрико Бонди продолжает наступление на банки, которые, по его мнению, способствовали разорению итальянской фирмы. На прошлой неделе он подал 10-миллиардный иск в судебные инстанции США против крупнейшего в мире банка Citigroup. Но это, как оказалось вчера, далеко не все.
В Германии появились первые сообщения о том, что крупнейшему частному банку республики Deutsche Bank грозит многомиллиардный судебный иск по обвинению в обмане и мошенничестве. Об этом сообщила вчера авторитетная ежедневная газета деловых кругов Германии Handelsblatt. Более того, новый менеджмент концерна-банкрота Parmalat намерен подать жалобы еще как минимум против двух теневых участников финансовых махинаций -- швейцарского банка UBS и американского Bank of America.
Parmalat был объявлен банкротом в декабре прошлого года. К этому времени якобы находившиеся на счете предприятия в Bank of America 4 млрд евро оказались несуществующими. Следственные органы в Милане и Парме, раскручивавшие дело о банкротстве Parmalat, обнаружили свыше ста офшорных компаний, зарегистрированных концерном для строительства финансовых конструкций, которые предлагались банками. Сыщики все больше убеждались в том, что итальянская компания стала своеобразным инструментом банков, выдумывавших все новые схемы и модели систематического укрывательства ее реального финансового положения. Между тем счет долгов Parmalat уже давно шел на миллиарды долларов. В январе полиция провела обыск в миланском бюро Bank of America. Тогда на подозрении у сыщиков находились Citigroup, JP Morgan, Deutsche Bank, Banco Santander, ABN, UBS, Capitalia, S.Paolo-IMI, Intesa-BCI, Unicredito, Mongte del Paschi и некоторые другие.
Находящийся в следственном изоляторе прежний глава правления концерна Калисто Танци неоднократно заявлял на допросах, что именно банки создавали «конструкции по обману и спекуляциям». Финансовый шеф Parmalat Фаусто Тонна и в самом деле «химичил» в отчетах, но все это учили его делать банки, утверждает г-н Танци. Впрочем, никаких особо новых мошеннических премудростей банки, похоже, не изобретали. Речь скорее всего в данном случае идет о достаточно примитивных способах размножения несуществующих денег. «Припоминаю, что один из последних выпусков облигаций на сумму 150 млн евро на заседании правления представили в качестве настоятельного требования одного иностранного банка», -- сообщил на днях газете La Repubblica один из бывших членов правления концерна Лучиано Силингарди. Он даже смог «припомнить» название этого банка -- Deutsche Bank.
Кого еще накроет волна дела Parmalat, трудно представить. Но эксперты уже говорят о назревающем банковском скандале мирового масштаба. Из проколотого нарыва Parmalat неизбежно вытечет гной гигантских сделок крупных интернациональных банков, действующих через сомнительные офшорные центры. Нередко с помощью этих сделок за пределами досягаемости государственного надзора финансировались высокорискованные спекуляции, скрытые политические операции и даже криминальные махинации. Банкротство Parmalat в состоянии сделать во многом явным подпольный мир глобальной финансовой системы, что, в свою очередь, может привести к непредсказуемым финансовым и политическим последствиям.
Вчера руководство Deutsche Bank весьма по-деловому отреагировало на сообщение Handelsblatt, заявив, что у этого финансового института «нет сведений о юридических шагах» представителя Parmalat. Но общественное мнение формируется не только после юридических шагов. Вчера в немецкой прессе прошла информация о том, что за день до объявления Parmalat банкротом Deutsche Bank снизил свою долю акционерного участия в концерне с 5,2 до 1,6%...
Юрий ШПАКОВ, Берлин