|
|
N°136, 03 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Польша вспомнила о войне
Ветераны Сопротивления довольны письмом Путина
Вчера в Польше на территории бывшего фашистского концлагеря Освенцим прошли мероприятия в память о 60-й годовщине геноцида цыган. 2 августа 1944 года нацисты отправили в газовые камеры несколько тысяч обитателей цыганского лагеря смерти. За годы оккупации из разных стран Европы гитлеровцы отправили в Освенцим 23 тысячи цыган. Выжили из них только четыре тысячи. По приблизительным подсчетам, цыганское население Европы, до войны составлявшее около миллиона, сократилось на четверть. Вчера представители цыганских общин, приехавшие в Польшу со всего мира, прошли пешком от бараков, где содержали цыган, до газовых камер.
Жестокое убийство цыган произошло в 1944 году на следующий день после начала Варшавского восстания. Его годовщина впервые за 60 лет отмечается в Польше столь открыто и масштабно. В воскресенье, 1 августа, в 17.00 -- «Час W», время начала восстания, -- в польской столице замерло уличное движение и завыли сирены. На Вольском кладбище у памятника Погибшим непобежденными, где покоятся 100 тысяч варшавян, прошла торжественная церемония. Одно из главных событий этих дней -- открытие Музея Варшавского восстания, которого ожидали десятки лет.
Пожалуй, впервые столь отчетливо прозвучала мысль о том, что восстание было направлено не только против немецко-фашистских захватчиков, но и против навязываемого государственного устройства. «Этот порыв был бунтом против намечающегося послевоенного порядка и борьбой за независимую Польшу», -- заметил президент Александр Квасьневский.
От высокопоставленных иностранных гостей поляки ждали многого. От канцлера ФРГ Герхарда Шредера -- покаяния и обещания не требовать компенсаций от поляков за изгнание немцев с восточных земель. От госсекретаря США Колина Пауэлла -- извинения от имени всех союзников по антигитлеровской коалиции за равнодушие к повстанцам и за нежелание «надавить» на Сталина, дабы вытребовать у него военную помощь.
Поляки услышали то, что хотели. Часть ветеранов была против вручения г-ну Шредеру памятной медали и даже освистала его при возложении цветов на Вольском кладбище. Но немецкий канцлер дождался аплодисментов, когда произнес: «Сегодня мы с глубоким стыдом склоняем головы, вспоминая о преступлениях нацистов, и надеемся на примирение и мир». По поводу болезненного вопроса о компенсациях для изгнанных из Польши немцев Шредер заявил, что ни правительство, ни ведущие политические силы ФРГ «не поддерживают индивидуальных претензий». Колин Пауэлл акцентировал нынешний союзнический долг американцев: «Теперь Польша уже никогда не будет одинока -- при ней стоят США, и мы вместе смотрим в будущее».
Впечатление от неудачного, по мнению ветеранов Варшавы, письма посла РФ в Польше к участникам восстания (см. «ВН» от 30 июля с.г.) исправили обращение Владимира Путина и его личное послание президенту Квасьневскому. Российский президент не только отдает дань героизму варшавян, «среди которых были люди разных политических убеждений», внесших «весомый вклад в общую победу над нацизмом», но и обратил внимание на необходимость «снимать» исторические анахронизмы и стереотипы в двусторонних отношениях. «Может быть, в посланиях президента России Владимира Путина и нельзя найти всего, что ожидалось. Но мы очень довольны, что они вовремя пришли и достойно напомнили о мужестве и самоотверженности героев польского Сопротивления», -- сказали «ВН» в правлении Всемирного союза солдат Армии Крайовой.
Валерий МАСТЕРОВ, собкор «Московских новостей» в Варшаве, -- для «Времени новостей»