Эхо пропущенной битвы за Военторг -- четырехдневный пикет у дома Поливанова в Денежном переулке в субботу завершил свою работу. Организовали его люди молодые, пребывавшие прежде в виртуальном пространстве сайта «Москва, которой нет» -- moskva.kotoroy.net. Сайт стал известным после акции в память Военторга -- тогда люди приносили свечи и цветы к разрушенному памятнику московского модерна.
На сей раз выбрали не самый знаменитый памятник московского послепожарного деревянного ампира, образчик той массовой застройки, без которой старого города нет.
Деревянные дома пропадают в Москве стремительно и незаметно. Сначала пожар, потом исчезает охранная доска -- дознаться, кто и почему снимает памятники с хотя бы формальной, но все же охраны невозможно. Меняются арендаторы, остатки памятника ветшают. Еще один пожар или просто расчистка территории завершают дело. Кто и чем отвечает за разрушение сокровищ русской культуры, что предпринимают власти и арендаторы, для того чтобы спасти еще сохранившееся, -- вопросы, следующие за списком восьми деревянных домиков, из последних сил стоящих на московской земле. Почему не заменен загадочный арендатор поливановского дома «НТЦ Энергосистемы», который довел его до критического состояния? Как стал «фактически частной собственностью памятник федерального значения» -- дворец Разумовского -- и какую ответственность несет Зураб Церетели «за уничтожение и ненадлежащее сохранение памятника»? Кто и на каком основании лишил статуса памятника особняк в Молочном переулке, продал дом Шаляпина в 3-м Зачатьевском переулке?.. И почему охрана памятников смотрит сквозь пальцы на безобразие -- на эти вопросы подписавшиеся под письмом москвичи и гости столицы просят ответить начальника Главного управления охраны памятников Москвы Владимира Соколова и мэра Юрия Лужкова.
У дома Поливанова под письмом этим подписывались почти все немногочисленные прохожие. На Арбате людей остановить сложнее, но двум чудесным школьницам удавалось привлечь внимание к скромному плакату -- хотя конкуренция тут бешенная. За четыре вечера набрали полторы тысячи подписей -- не много, но ведь все на чистом энтузиазме. Граждане проявляли активность: у пикета останавливались машины, подошел навороченный мотоциклист. Приходили не слишком верящие, что их голос услышат, скромные старинные жители арбатских переулков и недавно переселившиеся в центр обеспеченные граждане. Услышав об акции, через полгорода ехали бывшие жители этих мест и никогда прежде не слышавшие про дом Поливанова люди. Участвовал в агитации далекий потомок Поливанова; пришла дама, занимавшаяся в этом доме на секретных курсах радистов в годы войны. К пикету присоединялись активисты Московских культурологических прогулок и общественного движения «Москвичи за трамвай». Лишь единицы отворачивались, а одна дама потрясла пикетчиков, посоветовав не заниматься охраной рухляди, а учредить на хорошем месте казино или ресторан. Были и экстремисты -- те, что готовы ложиться под бульдозеры и «разбираться» с чиновниками. Пикетчики надеются, что проблему будут решать другими способами.
Москва -- не единственный старый город, где земля стремительно дорожает. Не единственный, что нуждается в развитии транспортных сетей. Но только у нас проблемы решают просто -- ликвидацией старины. Только у нас деревянный -- значит плохой, а копия ценится выше оригинала. Понятно, что чиновников не исправишь. Но замершее на время -- последние общественные акции в защиту памятников шумели в перестройку -- движение горожан за сохранение Москвы, кажется, поднимает голову.