|
|
N°137, 04 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Афоризмы графика
В галерее Moskow Fine Art проходит выставка Гарифа Басырова
Художник Гариф Басыров родился в 1944 году в лагере для жен изменников родины (Казахстан). Жил на Украине, затем в Москве, где учился во ВГИКе. Много лет Басыров проработал иллюстратором журнала «Химия и жизнь», а в 80-е приобрел известность станковой графикой. Часто выставлялся, получал награды на фестивалях... Умер Басыров за день до 60-летия, 23 февраля 2004 года. Для друзей художника эта печальная новость прозвучала как гром среди ясного неба: на здоровье он не жаловался.
Художник пользовался огромным уважением среди коллег. Третьяковская галерея собрала внеплановую выставку его работ, открывшуюся 14 апреля. Теперь почтить память графика решила и галерея Moscow Fine Art, представившая в своих залах листы из серии «Обитаемый пейзаж» и ранний автопортрет.
Я не поленился просмотреть подшивку старых журналов «Химия и жизнь». Обнаружилась замечательная вещь. В сущности, язык Басырова универсален, ведь границы между станковой графикой и иллюстрацией для либерального «технарского» журнала практически нет. Они взаимозаменяемы. Графика Басырова иногда напоминает афоризм Ежи Леца. А афоризм, как известно, высказывание многозначительное: перефразируя поговорку, «афоризм что дышло -- как произнесешь, так и вышло».
Станковая графика в Fine Art разнообразна, даром что листы из одной серии. Здесь есть таинственный «Пловец» (1984), мужчина в костюме и плаще, рассекающий волны. Возможно, эта работа типична для 80-х: образ чиновника, вырванного могучей рукой художника из-за стола в высоком кабинете, наверняка грел душу интеллигентного зрителя. Есть замечательный «Вечер в мае» (1987): два мужика дерутся на фоне поросшего травой поля и розового заката. В листе под названием «Электрификация» (серые шкафы с проводкой, которые можно увидеть в каждом дворе) чувствуется ирония. Шкафы изображены опять-таки на фоне голубого неба и свежей травы -- тонкая насмешка над ленинской «электрификацией всей страны»? Правда, фактурность изображения позволяет отвлечься от поиска исторических смыслов. Гуашевый «Автопортрет» (1971) ближе экспрессионистическим портретам 60-х Владимира Яковлева; здесь чувствуется агрессия: на месте глаз у «Автопортрета» зеленые дыры.
Популярность Басырова, по мнению писателя Сергея Бардина, основывается на том, что он прививал нам вкус к своему времени: «Басыров отлично видел, что других городов, других пятиэтажек, заросших тополями, других людей, других любвей для нас не будет. А будут только те, что есть». Впрочем, и пятиэтажки, и тополя, и люди в листах Басырова помещены в пейзаж с широкими российскими просторами. Это, наверное, главная мысль художника: на фоне бесконечности бытовые обстоятельства теряют свойственный им в прямом взаимодействии с человеком масштаб. Такое настроение в сочетании с замечательным мастерством рождало подчас очень удачные вещи. Лучшая работа в Fine Art изображает заснеженное поле (или озеро), испещренное следами пребывания людей: лыжня, отпечатки детских и взрослых ног. Как всякое меткое высказывание, лист прекрасно смотрится и в качестве иллюстрации, и в отдельной рамочке.
Валентин ДЬЯКОНОВ