|
|
N°96, 04 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
На страже французских мозгов
Парламент защитил их от промывания
"Неужто у нас в стране попытались поставить под контроль свободомыслие?" -- задается вопросом газета Le Figaro. "Наконец-то у нас появился эффективный инструмент по защите индивидуума от умственных манипуляций сектантов", -- не скрывает радости социалист Марилиз Лебраншю, министр юстиции Франции. Оживленную дискуссию вызвал в стране закон, принятый в последнем чтении Национальным собранием и объявляющий, по сути, "вне игры" представителей нетрадиционных религиозных конфессий. Причем среди народных избранников, принадлежащих к самым пестрым политическим платформам, по отношению к сектам царило редкое единство мнений: только один голос, либерального демократа Франсуа Гулара, был подан против принятия закона. Все остальные -- за!
Отныне постановлением суда разрешается распускать организации, расцениваемые как "сектантские" или занимающиеся нелегальной медицинской или фармакологической практикой. Как преступление могут быть расценены также "умственные манипуляции", иначе -- "промывание мозгов". Тому, кто их осуществляет, грозит до трех лет тюрьмы и штраф до 2,5 млн франков. "И это только начало, -- убежден депутат-коммунист Жан-Пьер Брар, один из инициаторов закона. -- Теперь мы должны попытаться ограничить международную деятельность сект на уровне европейского юридического пространства". С этим-то как раз и возникает проблема: соответствует ли французский антисектантский закон положениям Европейской конвенции прав человека? И как он согласуется с фундаментальной для демократического общества свободой совести или с не менее важным правом гражданина на информацию?
"Закон несет в себе совершенно не предполагаемые политиками побочные, порочные последствия, -- озабочен Жан-Арнольд де Шомон, президент протестантской федерации Франции. -- Никто не в состоянии точно определить, что считается "умственной манипуляцией"... Уже сейчас некоторые муниципалитеты отказываются сдавать гугенотам в аренду казенные помещения на том основании, что наша деятельность называется "евангелической". Это слово заведомо кажется некоторым мэрам подозрительным". В недоразумении пребывают и католические иерархи Пятой республики. "Предположим, верующий человек взял на себя обет послушания или голодания. При желании это может быть объявлено результатом "умственной манипуляции" со всеми вытекающими последствиями", -- говорит монсеньор Жан Вернетт, участник Конференции епископов Франции. И правда: где находится порог, отделяющий так называемое сектантское "психологическое воздействие" и "промывание мозгов" от традиционной религиозной практики в стране, в которой церковь официально отделена от государства? Не играет ли все это на руку исламу, который -- если верить статистике -- уже стал по числу приверженцев вторым вероисповеданием Франции после католицизма? Не создает ли это опасные прецеденты по набрасыванию юридической уздечки на нерелигиозные организации, скажем, масонские, розенкрейцерские, рыцарские?.. Их в Пятой республике множество, они занимаются активной благотворительной деятельностью.
Пока же депутаты торжествуют, а секты продолжают действовать. В отеле "Мариотт", что на Елисейских полях, открыта фотовыставка, посвященная 40-летию церкви сайентологии во Франции.
Кирилл ПРИВАЛОВ, Париж