|
|
N°135, 02 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
"Черное" время
Поток нефтедолларов в российский бюджет вырос до рекордных размеров
Российские нефтяные компании со вчерашнего дня платят рекордно высокую пошлину за экспорт сырья. Согласно постановлению правительства государство взимает 69,9 долл. с каждой тонны нефти, поставленной в страны дальнего зарубежья (в последние два месяца действовала ставка 41,6 долл. за тонну). При этом мировые цены на топливо также продолжают бить все рекорды -- в Америке эталонный сорт WTI в минувшую субботу стоил 43,8 долл. за баррель, только за одни сутки увеличившись аж на 75 центов. А в Европе по итогам торгов на Лондонской бирже в минувшую пятницу баррель эталонного сорта Brent стоил 39,79 долл., а российской Urals -- 37,8 долл. И в связи с тем, что эксперты ожидают дальнейшего роста цен, можно уверенно прогнозировать очередное повышение экспортной пошлины на российскую нефть.
С началом августа многие страны начинают активно закупать нефть и нефтепродукты с целью создания запасов на зиму. В связи с этим цены традиционно растут. Однако в этом году столь стремительный рост (а в Америке это максимальная цена нефти за всю историю биржевых торгов) вызван еще рядом факторов: достаточно низким уровнем запасов в США, достаточно сильным увеличением объемов потребления энергоносителей Китаем, а также постоянной угрозой терактов на Ближнем Востоке. Кроме того, ряд европейских экспертов полагают, что определенную роль в высокой стоимости сырья играет и дело ЮКОСа: в период создания запасов угроза приостановки экспорта ЮКОСа (10% от всего российского экспорта) хотя и маловероятна, но все же существует. В минувшую пятницу рейтинговое агентство Fitch опубликовало заявление о том, что «риск физических перебоев с поставками нефти в страны Восточной Европы (из-за дела ЮКОСа. -- Ред.) остается низким». Однако агентство утверждает, что «перебои с поставками ЮКОСа могут стать реально возможными только после августа -- это последний месяц, за который, как сообщалось, ЮКОС произвел предоплату за экспорт нефти по транспортным тарифам российского монополиста поставок по трубопроводам -- «Транснефти». Впрочем, как известно, судебные приставы не намерены арестовывать нефть ЮКОСа и препятствовать экспорту, а это значит, что риск прекращения экспорта действительно крайне низок.
Россия же от ситуации с высокими ценами на нефть довольно сильно выигрывает. Уже начала действовать новая шкала экспортных пошлин, которая напрямую зависит от конъюнктуры мировых цен на нефть марки Urals. Ставка пошлины пересматривается раз в два месяца на основании двухмесячного мониторинга цен. Таким образом, пошлина, введенная со вчерашнего дня, рассчитана на основании цен российской нефти в мае--июне. В эти месяцы средняя цена Urals составила 33,58 долл. за баррель (по сравнению с 30,53 долл. за баррель в марте--апреле).
По прогнозам «Транснефти», в этом году экспорт российской нефти составит 238 млн тонн, т.е. в среднем почти 20 млн тонн в месяц. Таким образом, в ближайшие два месяца государство получит от нефтяников примерно 2,8 млрд долл., или на 1,1 млрд больше, чем в предыдущие два месяца.
Часть этих денег, как известно, направляется в стабилизационный фонд, созданный в начале этого года на случай снижения мировых цен на нефть. По закону в этом фонде должно быть накоплено минимум 500 млрд руб. (более 17 млрд долл.), которые вкладываются в ценные бумаги ведущих стран мира. Правительство рассчитывало ранее, что эта сумма будет накоплена к концу первого полугодия следующего года. Однако затем в связи с постоянно растущими ценами на нефть прогноз был пересмотрен и было объявлено о более раннем сроке накопления 500 млрд руб. -- к концу первого квартала.
Сейчас же эксперты западных инвестиционных компаний указывают, что раз уж в Нью-Йорке цены на сырье преодолели психологическую отметку в 43 долл. за баррель, то «теперь им легко будет подобраться к 45 долл. за баррель и даже нельзя исключать, что к концу года цены будут на уровне 50 долл. за баррель». При таком развитии событий экспортная пошлина на нефть, естественно, будет повышаться, а правительственный стабилизационный фонд может быть сформирован уже до конца этого года.
Николай ГОРЕЛОВ