|
|
N°96, 04 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В Нью-Йорк за 30 минут
Гиперзвуковой самолет слишком быстро падает
Первый экспериментальный полет гиперзвукового самолета будущего закончился неудачно. Самолет, обломки которого упали вчера в воды Тихого океана у побережья Калифорнии, носит название Х-43А и создается в рамках проекта Hyper-X, на который НАСА выделило 185 млн долларов. Американская пресса называет этот летательный аппарат «революционным»: в конечном итоге он будет развивать скорость, в десять раз превышающую скорость звука, и преодолевать расстояние между Лос-Анджелесом и Нью-Йорком за 30 минут (сейчас это более пяти часов).
Двигатель чудо-самолета, работающий на водороде, забирает кислород из воздуха и не нуждается в окислителе, который должны нести с собой ракеты в дополнение к горючему. Поэтому самолет будет обладать большей грузоподъемностью, чем ракеты аналогичного размера.
Вчера состоялось первое летное испытание этого изделия, на разработку которого ушло почти четыре десятилетия. С авиабазы Эдвардс, находящейся в калифорнийской пустыне, поднялся и пошел в сторону океана стратегический бомбардировщик Б-52, под брюхом которого была укреплена четырехметровая модель гиперзвукового самолета. Когда бомбардировщик достиг восьмикилометровой высоты, экспериментальный самолет отделился от него, и включился двигатель ракетного ускорителя Pegasus, который должен был доставить его на высоту 30 километров.
Там заработал бы гиперзвуковой двигатель, и Х-43А шел бы несколько секунд своим ходом, установив новый рекорд скорости, в семь раз превышающий скорость звука. Прежний принадлежит американскому самолету-разведчику SR-71 Blackbird, который превысил скорость звука в три раза. Пролетев около 27 километров, Х-43А рухнул бы в океан.
Поcледняя часть программы была вчера выполнена. Остальное не получилось. Через 51 секунду после отделения модели от бомбардировщика, ракету Pegasus, которая влекла его ввысь, занесло не в ту степь, она сделала внештатный вираж, и в центре управления полетом сочли за благо взорвать ее радиосигналом. В НАСА философски замечают, что первый блин комом. «Безусловно, мы удручены, но мы установим, что произошло, исправим неполадку и продолжим испытания», -- говорит директор проекта Винс Рауш.
Владимир КОЗЛОВСКИЙ, Нью-Йорк