|
|
N°135, 02 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Взрывная волна
Странные террористические атаки на Ташкент продолжаются
Три взрыва прогремели в Ташкенте в пятницу с 16.45 до 17.00 по местному времени около генпрокуратуры, американского и израильского посольств. Теракты совершили три смертника, все они погибли. Жертвами взрывов стали три человека -- сотрудники генпрокуратуры, МВД и службы национальной безопасности, еще восемь человек получили ранения.
Президент страны Ислам Каримов настаивает, что эти взрывы -- дело рук боевиков группы "Хизб-ут-тахрир" («Партия свободы»). Между тем ответственность за взрывы взяла на себя самая известная антиправительственная группировка -- "Исламское движение Узбекистана"(ИДУ), связанное с "Аль-Каидой". Такое заявление от имени ИДУ появилось на исламистских веб-сайтах. Лидера ИДУ Джуму Намангани, по официальным данным, убили американские солдаты во время вторжения в Афганистан в конце 2001 года. Само ИДУ официальные узбекские власти считали окончательно разгромленным.
Есть еще группировка "Джамаат", которая организовала серию терактов в конце марта 2004 года. Весной события начались со взрыва жилого дома в Бухарской области. В том доме, по заявлению генерального прокурора Узбекистана Рашида Кадырова, на основе алюминиевой пудры и селитры готовилась взрывчатка. А взрыв якобы произошел случайно -- по чьей-то неосторожности. Не дожидаясь, пока за расследование возьмутся сотрудники спецслужб, боевики на следующий день провели серию терактов в Ташкенте. Итог -- несколько десятков убитых и раненых.
Официальные узбекские власти говорили тогда, что большинство боевиков взрывали сами себя, что не давало возможности их пленения. Но это не совсем так. Автор в ходе одной из этих операций видел тела боевиков, убитых из огнестрельного оружия. Другими словами, бойцы спецслужб сознательно вели огонь на поражение.
На прошлой неделе в Ташкенте начался суд над 15 обвиняемыми в причастности к мартовским событиям. Точное число арестованных по этому делу не знает никто, но правозащитники полагают, что власти хотят привлечь к ответственности около 200 человек. Взрывы, прогремевшие в пятницу, стали лишним доказательством того, что к проведению антиправительственных акций было причастно множество людей. Несмотря на аресты, они еще способны к террористическим акциям. О том, что это были именно антиправительственные, а не «антинародные», как их называет президент Узбекистана Ислам Каримов, акции указывает тот факт, что ни в марте, ни в конце прошедшей недели мишенью боевиков не стали мирные граждане.
В марте и женщины-смертницы, и боевики-мужчины планировали свои операции так, чтобы было как можно меньше «случайных» жертв. Все теракты проводились ранним утром и были направлены исключительно против представителей власти. Даже во время боя с правительственными войсками в пригороде Ташкента боевики стреляли исключительно по вооруженным солдатам, а не по окнам близлежащих домов. Тогда после завершения операции автор не увидел среди мирных жителей не только ни одного раненого, но и ни одного по-настоящему испуганного человека.
Реальная информация по поводу последних событий в Ташкенте скудна и противоречива. Узбекский президент связывает эти взрывы с мартовскими терактами, однако ответственность власти возлагают на разные организации. По данным генпрокуратуры Узбекистана, в марте это было движение «Джамаат», сейчас -- движение «Хизб-ут-тахрир».
Официальная версия о том, что все эти теракты были спланированы за рубежом и там же находится источник их финансирования, не выдерживает критики. Во-первых, представленное после мартовских событий журналистам вооружение боевиков было слишком дряхлым. Старые автоматы Калашникова с отпиленными прикладами, самодельные пистолеты -- такое вооружение вряд ли прислали бы пресловутые «зарубежные покровители». Россыпь изъятой валюты, показанная на том же брифинге, состояла главным образом из банкнот в 10, 20 и 50 долларов. По виду общая сумма явно была невелика. Во-вторых, после терактов в марте официальный Ташкент, по заявлениям представителей правительства, сделал все, чтобы обезопасить границы страны от проникновения боевиков. И границы действительно были усилены. Однако взрывы все-таки произошли. Значит, с большой долей вероятности, готовились они не за пределами государства, а внутри него.
Многие эксперты полагают, что если бы не было "случайного" взрыва жилого дома в Бухарской области в конце марта, то не было бы терактов ни тогда, ни на прошлой неделе. Оппозиция попыталась бы выступить против власти, но в другое, только ей известное время и более масштабно.
Дмитрий АЛЯЕВ