|
|
N°96, 04 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Делиться надо
Состоятельные вкладчики уходят к конкурентам Сбербанка
Несмотря на бурный рост абсолютной суммы вкладов населения в Сбербанке, появляются первые признаки того, что монополист сбавляет обороты на рынке розничных банковских услуг. С апреля 2000 года по апрель 2001 года доля срочных вкладов в структуре накоплений населения, хранящихся в Сбербанке, снизилась с 30,4% до 24,3%. Это означает, что одна из стратегических целей, заявленных менеджментом банка, -- увеличение удельного веса срочных вкладов, которым отдают предпочтение экономически активные слои населения, стала более труднодостижимой.
Тем временем граждане, рационально выстраивающие свою политику сбережений (условно говоря, средний класс), все больше доверяют коммерческим банкам. В первом квартале депозиты населения в ориентированных на розницу банках, не имеющих государственных гарантий по вкладам, росли заметно быстрее, чем вклады граждан в Сбербанке (см. таблицу).
В банковском секторе любой страны с несколькими более или менее равными игроками подобная тенденция была бы для лидера рынка весьма болезненной. В России, где Сбербанк контролирует три четверти всех валютных и рублевых вкладов, а возможности прибыльного размещения пассивов ограничены, постепенное снижение доли рынка является для него, скорее, благом.
"Как ни парадоксально, сейчас Сбербанку выгодно снижение доли срочных депозитов, поскольку это ведет к удешевлению пассивов, -- говорит аналитик инвестиционной компании «Атон» Владислав Метнев. -- Процентные ставки на кредитном рынке снижаются, и более дешевые депозиты до востребования позволяют увеличивать чистый процентный доход».
Принятая прошлым летом амбициозная концепция развития Сбербанка до 2005 года делает акцент на активизацию работы с наиболее динамичными группами населения. Однако макроэкономическая ситуация, при которой страна живет с отрицательными процентными ставками, а Сбербанк диктует розничному рынку свои условия, отодвинула эту задачу на второй план. «Деньги населения ему, безусловно, нужны, но он не заинтересован в их привлечении на любых условиях», -- констатирует Михаил Матовников из Центра экономического анализа Интерфакса (ЦЭА).
Снижение доли срочных вкладов в Сбербанке сопровождалось ростом удельного веса пенсионных депозитов (с 58,8% до 61,4%) и вкладов до востребования (с 7,9% до 9,8%). Увеличение доли «пенсионных денег» в пассивах Сбербанка объясняется тем, что за минувший год пенсии несколько раз индексировались, и банк, контролирующий 90% рынка пенсионных вкладов, просто пожинает плоды социальной политики нынешнего правительства. Рост доли вкладов до востребования также выгоден Сбербанку. «Формально это ведет к дисбалансу активов и пассивов по срокам, однако благодаря госгарантиям депозиты частных лиц в Сбербанке всегда являлись стабильной базой», -- подчеркивает г-н Метнев.
Последние данные говорят о том, что зримое укрепление монополии Сбербанка на розничном рынке либо уже завершилось, либо близко к завершению. За два года после кризиса его доля в общем объеме частных вкладов увеличилась с 71,7% до 75,1% (на 1 января 2001 года). Замедление экспансии аналитики связывают со снижением процентных ставок по вкладам, о которых Сбербанк объявил в августе прошлого года.
«Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предсказать, что летом Сбербанк в очередной раз снизит проценты по вкладам», -- говорит г-н Матовников. Новое снижение ставок может повлечь за собой дальнейший передел рынка в пользу более агрессивных конкурентов крупнейшего банка страны.
Владимир ФЕДОРИН