|
|
N°134, 30 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Торговая сессия
Правительство одобрило план приватизации, но не решило, что именно будет продавать
Впервые с тех пор, как Михаил Фрадков сменил в кресле премьера Михаила Касьянова, вчера заседание правительства началось с получасовым опозданием. Впрочем, сам премьер в этой проволочке повинен не был, его задержал глава государства. Но на одобрении плана приватизации на 2005 год это в высшей степени оправданное опоздание не сказалось. При том, что у государства много "лишней" собственности, продавать ее будет крайне сложно. Часть приватизируемых объектов слишком ценна, а на другую, напротив, практически невозможно найти покупателя.
За час план приватизации 2005 года был рассмотрен, одобрен в целом и отравлен дорабатываться -- чтобы 26 августа, вместе с проектом федерального бюджета, отправиться в Государственную думу. Хотя нарекания, причем методологического характера, к работе правительства по этому вопросу есть. «Продажа имущества должна быть динамичной и осмысленной», -- объяснил премьер Фрадков. Но в настоящее время ни одна из этих целей полностью не достигнута. «Даже я не очень понимаю, что же мы все-таки делаем, а уж люди за Горбатым мостиком -- тем более», -- честно признал первый министр.
Громких названий в приватизационном списке оказалось меньше, чем планировалось. «Иркутскэнерго» продавать в следующем году не будут. По оценке министра экономического развития Германа Грефа, это может произойти не ранее 2006 года -- из-за сложностей с определением имущественного комплекса объекта. Дело в том, что на балансе компании находятся плотины, но по российскому законодательству приватизировать их нельзя.
Ясности в вопросе, как будут продаваться самые привлекательные куски госсобственности из заявленных в плане на 2005 год -- "Аэрофлот" и «Связьинвест», -- так и не наступило. Окончательное решение по "Аэрофлоту" должно быть принято до 1 октября 2004 года. По «Связьинвесту» принципиальная договоренность о продаже в 2005 году уже есть, однако непонятно ни какой пакет будет продаваться, ни за сколько, ни на каких условиях. Ответить на все эти вопросы должна специально созданная комиссия из представителей всех заинтересованных ведомств.
С приватизацией каждой из этих компаний возникает много дополнительных сложностей. Так, "Аэрофлот" получает сборы за транссибирские перелеты, а в деятельности «Связьинвеста» есть естественномнопольная составляющая. Тем не менее г-н Греф убежден, что приватизировать их необходимо. «В собственности государства должны остаться те предприятия, которые необходимы для осуществления государственных задач, -- пояснил министр. -- Ни перевозка пассажиров, ни телефонная связь к таким не относятся». Более того, по мнению г-на Грефа, с приватизацией «Связьинвеста» государство рискует опоздать. Уже сейчас он проигрывает коммерческим компаниям, работающим на рынке связи.
Министр сельского хозяйства Алексей Гордеев вновь предложил выставить на продажу «Росспиртпром». Герман Греф пообещал включить его в список на 2005 год при условии, что все необходимые документы будут представлены в течение двух недель. Выполнить это требование Минсельхозу будет несложно. Алексей Гордеев рассчитывал, что «Росспиртпром» будет приватизирован еще в 2003 году.
Однако, помимо лакомых кусков, на которые всегда много желающих, в госсобственности находится огромное количество малоценных объектов. Масса предприятий или долей в них, как выясняется, не нужна ни государству, ни частникам. В руках государства, рассказал г-н Греф, огромное количество миноритарных пакетов акций, которые «при неразвитом рынке не находят спроса». Некоторые пакеты выставлялись на торги два, три и даже шесть раз, но их так никто и не купил.
Отдельная тема -- федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУПы). Сейчас их чуть больше 9000. При этом, по оценке г-на Грефа, в поле зрения министерств попадает лишь треть. Судьба остальных вообще малопонятна. Еще несколько лет назад было принято решение о переводе ГУПов либо в акционерные общества, либо в специализированные государственные некоммерческие организации. Далее акционерные общества могут быть оставлены в государственной собственности либо проданы. Как рассказал представитель одного из крупных ФГУПов, перевод в акционерные общества выгоден в первую очередь им самим. «Любые значимые решения должны быть согласованы с отраслевым министерством, в коридорах которого они гуляют месяцами. Даже незначительные по суммам сделки согласовываются очень долго», -- пояснил он.
Впрочем, и по судьбе ФГУПов никакого решения пока не принято. Видимо, следуя вчерашней сентенции премьера, правительство хочет сделать процесс их преобразований понятным "людям за Горбатым мостиком".
Вера СИТНИНА