Министерство юстиции разрешило дочерним компания ЮКОСа отгружать нефть. Ровно через десять минут после этого акции ЮКОСа вновь стали торговаться на ММВБ -- специальным распоряжением Федеральная служба по финансовым рынкам вчера открыла торговую сессию для ценных бумаг компании с 10.30 утра.
В результате если в среду произошел грандиозный обвал акций ЮКОСа, то вчера они впервые за много недель резко подорожали. В системе РТС -- на 13,24% (в течение торговой сессии рост достигал даже 20%) и на ММВБ -- на 17,8%. Правда, этот рост нельзя назвать сильным -- акции компании в абсолютных цифрах все равно стоят очень дешево. К тому же ни у кого нет уверенности в том, что вскоре не последует очередной обвал. Однако уже тот факт, что акции дорожают на простых разъяснениях службы судебных приставов, свидетельствует о начале интереса инвесторов к компании, активы которой вот-вот будут продаваться.
Более того, вчера даже появился слух о том, что основной добывающий актив ЮКОСа -- «Юганскнефтегаз» -- уже продан. И хотя подтверждений тому нет, да и вряд ли может быть ("Юганскнефтегаз" еще даже не прошел процедуру оценки), этот слух тем не менее стал поводом для временного улучшения настроений на фондовом рынке -- дескать, конфликт вокруг компании близится к завершению. Правда, никакой объективной положительной тенденции нет: налоговики, как известно, продолжают искать новые миллиарды долларов задолженности ЮКОСа перед бюджетом.
Поводом к росту котировок ЮКОСа стало заявление пресс-секретаря компании Александра Шадрина о том, что служба судебных приставов сняла запрет на отчуждение имущества дочерних добывающих предприятий компании. Однако в середине дня Минюст разъяснил, что запрет снят не полностью: предприятия по-прежнему не имеют права совершать сделки с недвижимым имуществом. Такое ограничение необходимо для продолжения производственной деятельности, но не хозяйственной, пояснил Интерфаксу руководитель департамента судебных приставов Минюста Андрей Беляков.
А в среду министр юстиции Юрий Чайка говорил, что с арестованных счетов ЮКОСа может лишь выплачиваться зарплата сотрудникам, а, например, плата за электроэнергию производиться не может.
В то же время ЮКОС, как заявили «Времени новостей» в «Тюменьэнерго», «Самараэнерго», «Иркутскэнерго» и «Мосэнерго», не имеет задолженности перед энергетиками. В пресс-службе «Мосэнерго» заявили, что головной офис ЮКОСа на Дубининской улице в столице вообще никогда не числился среди должников. Такая ситуация оказалась возможной потому, что ЮКОС выстроил уникальную схему энергоснабжения своих предприятий. Все производственные «дочки» крупных российских финансово-промышленных групп покупают электричество либо у дочерних обществ РАО «ЕЭС России», либо у собственных электростанций (как, например, Красноярский алюминиевый завод «Базового элемента» покупает энергию напрямую с Красноярской ГЭС, также подконтрольной Олегу Дерипаске). Однако ЮКОС три года назад заинтересовался электроэнергетикой и создал «Энергосервисную компанию» (ЭСКОМ).
В учредительных документах ЭСКОМ говорится, что она зарегистрирована в Мордовии, а ее акционеры (ЗАО «Нефтепромменеджмент» и ООО «Проминжстрой») -- в Калмыкии. Т.е. в регионах с действовавшим тогда льготным налогообложением. Гендиректором ЭСКОМ, согласно этим данным, в 2002 году был первый заместитель директора по развитию бизнеса дирекции по энергетике компании «ЮКОС-Москва» Павел Струнилин, а сейчас, как заявили «Времени новостей» в компании, -- Александр Майдон, также работающий в «ЮКОС-Москва» (он отказался разговаривать со «Временем новостей», сославшись на занятость). Схема работы с этой компанией следующая: ЭСКОМ закупает энергию у «дочек» РАО (а с этого года -- и на свободном рынке) и перепродает всем предприятиям ЮКОСа. Движение же финансовых потоков обратное: предприятия ЮКОСа платят ЭСКОМ, а тот рассчитывается с энергетиками.
По российскому законодательству ЭСКОМ не является структурой, аффилированной с ЮКОСом, а потому ее счета арестованы не были и она полностью расплачивалась с поставщиками электричества. Однако, учитывая, что не все предприятия ЮКОСа в последнее время могли платить за электричество (в частности, счета «ЮКОС-Москва» были арестованы, а можно ли было платить за электроэнергию добывающим «дочкам» компании, непонятно), резонно предположить, что в компанию ЭСКОМ были переведены значительные средства, в том числе и на случай полного блокирования счетов «дочек» ЮКОСа. Что и позволяет полностью рассчитываться со структурами РАО «ЕЭС».
Кстати, аналогичную схему энергоснабжения своих предприятий начинает внедрять «Газпром», не так давно учредивший компанию «Газпромэнерго». Однако, как заявляли представители концерна, эта компания минимум в ближайшие десять лет не будет поставлять электричество практически всем структурам монополии. «Газпром» продолжит пользоваться услугами «дочек» РАО напрямую, а также через посредника -- «Русэнергосбыт» (компанию, учрежденную главой группы ЕСН, членом совета директоров РАО Григорием Березкиным и его соратниками). Кроме того, с этого года льготный режим налогообложения отменен, да и «Газпромэнерго» было зарегистрировано в Москве.
Таким образом, нельзя исключать, что налоговые органы заинтересуются и финансовыми потоками при энергоснабжении предприятий ЮКОСа в 2001--2003 годах. В РАО «ЕЭС России» отказались говорить, какие меры могут быть предприняты к опальной компании, если ее предприятия вдруг перестанут платить за электроэнергию.
Тем временем на мировом рынке нефти продолжается напряженность, связанная с опасениями сокращения ЮКОСом экспорта. Президент ОПЕК Пурномо Юсгианторо вчера заявил журналистам, что «проблема ЮКОСа оказала психологическое воздействие на рынок», передает Bloomberg, и «ОПЕК беспокоит то, что это нарушит бесперебойность поставок нефти». А это, в свою очередь, может привести к нарушению поставок и дальнейшему росту цен, которые и так достигают рекордных отметок. Кстати, некоторые европейские компании, которые потребляют нефть ЮКОСа, в частности венгерская MOL, уже начали вести переговоры с другими российскими нефтяниками на случай прекращения поставок.