|
|
N°134, 30 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто заплатит за ущерб полякам
Ветераны Варшавы обиделись на посла России
Сегодня в польской столице начинаются двухмесячные торжества по случаю 60-летия Варшавского восстания. Оно началось на оккупированной фашистскими войсками территории 1 августа 1944 года и завершилось поражением и капитуляцией повстанцев спустя 63 дня. «Героический порыв к свободе» стоил жизни 20 тысячам повстанцев и 200 тысячам гражданских лиц. Уцелевшие промаршируют сегодня по улицам Варшавы, зажгут огонь памяти на площади Повстанцев и получат награды из рук президента Польши Александра Квасьневского.
Варшавское восстание, организованное Армией крайовой, действовавшей подпольно под руководством польского эмигрантского правительства в Лондоне, ставило целью не только освобождение Польши. Оно должно было показать наступавшей Красной армии, что в стране есть самостоятельная власть. Поэтому Сталин, как подчеркивают поляки, не захотел помочь восставшим. Десять лет назад, на праздновании полувекового юбилея восстания, примирения не состоялось. Президент России Борис Ельцин, получив приглашение от тогдашнего президента Польши Леха Валенсы, сослался на "напряженный график", отправив на торжества главу кремлевской администрации Сергея Филатова. А против приезда премьера Великобритании и вице-президента США выступили некоторые ветераны.
На этот раз к приезду госсекретаря США Колина Пауэлла в Польше относятся спокойно. Все-таки Польша и США делают в Ираке одно дело. Но приглашение канцлера ФРГ Герхарда Шредера вызвало возбуждение. Раздаются призывы вернуться к проблеме репараций и компенсаций под лозунгом «За ущерб, нанесенный полякам немцами, должны заплатить их наследники!». Присутствие канцлера Германии на торжествах в Варшаве считают неуместным. Ведь "солдаты восстания его не приглашали" и не захотят подать руку немцам после облав, концлагерей, расстрелов и убийств. Однако есть и те, кто хочет вместе со Шредером покончить с тенями прошлого во имя строительства новой Европы.
Москва пока откликнулась на юбилей письмом посла Российской Федерации в Польше Николая Афанасьевского ветеранам и участникам восстания. Оно немедленно вызвало раздражение у части адресатов и у некоторых СМИ. Особенно им не понравились фразы «Память героев Варшавского восстания, как и плоды нашей общей победы, священны» и «Никому не дозволено пытаться переписывать историю». «Мы не хотим переписывать историю. Мы ждем прояснения ее темных страниц, -- сказал "Времени новостей" Тадеуш Филипковский из правления Всемирного союза солдат Армии крайовой. -- Жест президента Путина, возложившего цветы к памятнику Армии крайовой во время визита в Польшу (в январе 2002 года. -- Ред.), мы восприняли с надеждой. Историческая правда необходима нашим народам».
По словам г-на Филипковского, в живых осталось около 7,5 тыс. участников Варшавского восстания. 5 тыс. живут в Польше, остальных судьба разбросала по свету -- в Великобританию, США, Канаду, Австралию. Вернуться на родину они не могли: Армия крайова считалась контрреволюционной и реакционной, «угрозой существующей системе». «В нашем фонде работает Анна Якубовска, -- продолжает г-н Филипковский. -- Все восстание она была связисткой, прошла подземными каналами через весь восставший город, сражалась на его улицах, была ранена, схвачена немцами. А после войны эта скромная и заслуживавшая почестей женщина была брошена за свои подвиги в тюрьму на шесть лет. Только 15 лет назад стало возможным собирать воспоминания и документы о восстании. Это экспонаты открывающегося музея об этом».
Еще одно событие юбилея -- издание на польском языке почти 1000-страничного тома английского историка Нормана Дэвиса «Восстание-44». Ход восстания проанализирован там до мелочей. «Работая над книгой, я был в Москве и пользовался Госархивом РФ, -- сказал "ВН" г-н Дэвис. -- Но доступ я получил ограниченный. Мне предоставили, не знаю почему, документы НКВД. Но только не за период восстания с 1 августа по 2 октября 1944 года, который интересовал меня больше всего. Из бумаг НКВД я вынес впечатление, что их составители не имели о происходящем ясного представления, а доносители не обладали хорошими источниками информации. Полагаться на донесения только польских коммунистов тогда было нельзя. Зато в Варшаве, в центре "Карта", который сотрудничает с "Мемориалом", мне удалось получить интересные документы советской разведки. Это были рапорты главного политрука 1-го Белорусского фронта, который сидел на правом берегу Вислы и строчил рапорты почти ежедневно. Но и его писанина свидетельствует, что из того, что происходило, он понимал далеко не все".
На вопрос, что значит Варшавское восстание для сегодняшней польской столицы, ответил специально для «Времени новостей» президент Варшавы (мэр) Лех КАЧИНЬСКИЙ:
-- Во-первых, на месте остался сам город -- почти полностью разрушенный, но быстро восстановленный после войны. Сейчас население Варшавы, это более 1 млн 600 тыс. человек, уже превышает довоенное, хотя шли мы к этому долго. Но главное -- Варшава была и есть. Во-вторых, не все, но много уцелевших коренных варшавян, в том числе моя семья, вернулись домой. Эти люди и их потомки продолжают традиции той, восставшей, Варшавы. Ну а в-третьих, 60-летие Варшавского восстания -- это, к сожалению, и память о цинизме союзников. В определенной степени западных, но прежде всего Сталина.
Валерий МАСТЕРОВ, собкор «Московских новостей» в Варшаве, -- для «Времени новостей»