|
|
N°134, 30 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Билет в Белый Дом
У демократов появились новые политические звезды
Феерия разноцветных шаров, лент и конфетти под громкое музыкальное сопровождение увенчала вчера окончание работы съезда демократов в Бостоне. Сенатор от Массачусетса 60-летний Джон Керри с благодарностью принял свое выдвижение и стал официальным соперником республиканца Джорджа Буша на президентских выборах в США 2 ноября. Свою вчерашнюю коронную речь "будущий президент США" (иначе Керри на съезде и не называли) готовил много недель. Однако, как он подчеркнул вчера, осенние теледебаты с Джорджем Бушем гораздо важнее. Речь Керри на съезде предваряли вступления его дочерей, Александры и Ванессы, и обращение бывшего "зеленого берета" Джима Рассмана, которому Керри спас жизнь во Вьетнаме. А представлял его народу еще один ветеран -- потерявший во Вьетнаме две ноги и руку бывший сенатор Макс Клеланд.
Бывший оппонент Керри на первичных выборах 51-летний Джон Эдвардс, сенатор от Северной Каролины, теперь официально стал кандидатом от демократов в вице-президенты. В своем выступлении Эдвардс объявил, что Керри -- это «надежда, которая уже в пути». Упомянул Эдвардс и Россию. Говоря об усилиях, которые предпримет администрация в области нераспространения ядерного оружия и ядерных материалов, Эдвардс подчеркнул, что в России остаются "слабоохраняемые ядерные боезаряды". Демократы, заявил кандидат в вице-президенты, готовы оказать Москве помощь, чтобы все это "не попало в руки экстремистов".
Будущей первой леди США может стать Тереза Хайнц-Керри, унаследовавшая империю своего прежнего супруга Джона Хайнца, "короля кетчупа". Жена Джона Керри пользуется репутацией человека, привыкшего говорить правду без обиняков.
Пока трудно сказать, насколько продуктивно поработала демократическая партия в Бостоне и как все это действо скажется на рейтингах дуэта демократов. Данные об этом появятся к началу следующей недели. Но кое-какие выводы после шумного сбора партийных активистов уже можно сделать.
Несмотря на традиционные призывы мыслить позитивно, у демократов и их сторонников по-прежнему свежа обида за выборы 2000 года. Многие американцы даже четыре года спустя по-прежнему убеждены, что Джордж Буш, как здесь говорят, "украл выборы" (имеется в виду пересчет голосов в ряде штатов. -- Ред.). Такой настрой обещает ожесточение избирательной кампании, поток обвинительной телерекламы и бесстыдные удары по реальным или придуманным слабым местам конкурента.
Уже очевидно, что до самого дня выборов 2 ноября не будет ясности, на чьей стороне преимущество. Все решится в последний момент в одном или двух штатах перевесом всего в десяток голосов.
Нынешний съезд демократов открыл по меньшей мере одну восходящую партийную звезду. Это Барак Обама из штата Иллинойс, который выставил свою кандидатуру в сенат США. Как показывают опросы, он имеет все шансы победить и стать третьим афроамериканцем, выбранным в сенат после Реконструкции 70--80 годов XIX века. И единственным афроамериканцем в его нынешнем составе. Разговоры о талантливом 42-летнем политике шли давно. Но его первое появление перед нацией в прайм-тайм превзошло самые смелые ожидания. Он доступно объяснял зрителям сложные проблемы, причем без вульгарного упрощения и дешевого популизма. И еще -- бесконечное обаяние, которое не выработаешь никакими упражнениями. Стоит ли удивляться, что г-ну Обаме яростно аплодировали и рядовые делегаты, и такие опытные политики, как сенатор Нью-Йорка и бывшая первая леди Хиллари Родхэм Клинтон, а также губернатор штата Нью-Мексико Билл Ричардсон.
У Барака Обамы необычная судьба. Он родился на Гавайских островах. Его отец -- экономист из Кении, а мать -- белая женщина из Канзаса, антрополог по образованию. Обама всего добился в жизни самостоятельно. А это в Америке очень уважают.
Присутствовавший на съезде демократов популярный голливудский киноактер миллионер Бен Аффлек, похоже, всерьез заинтересовался политикой. Он не демонстрировал вежливого любопытства типичного почетного гостя, как, например, Гленн Клоуз или Натали Портман. Напротив, за деловым завтраком с партийной делегацией от Миссури он вступил в оживленный политический диалог, участвовал в острых дискуссиях и пресс-конференциях. Говорил он не как актер, а как подкованный политик, выбирая темы не экзотические, как принято в Голливуде, вроде Тибета или кислотных дождей, а вполне партийные и земные: налоги, бюджет, социальное страхование, рабочие места. Хочет ли он пойти по стопам Арнольда Шварценеггера или просто готовится к новой роли в кино -- покажет будущее.
Николай СНЕЖКОВ, Вашингтон