|
|
N°133, 29 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Жажда -- все
Правительство может поставить рекорд российской приватизации
Самый важный, самый неожиданный и одновременно самый скандальный пункт в предложенном Минэкономразвития плане приватизации на будущий год -- продажа контрольного пакета акций «Аэрофлота». Против этого шага вчера хором высказались менеджмент компании и частные акционеры.
Как сообщил заместитель начальника департамента имущественных отношений, экономики и природопользования МЭРТ Евгений Дитрих, вопрос о включении «Аэрофлота» решился в прошлую субботу на совещании под председательством вице-премьера Александра Жукова. Для руководства «Аэрофлота», сообщила газете «Время новостей» начальник пресс-службы авиакомпании Ирина Данненберг, такой поворот событий оказался полной неожиданностью-- ведь крупнейшая авиакомпания страны входит в список стратегических предприятий, приватизация которых запрещена. Но г-н Дитрих вчера подтвердил, что список стратегических предприятий будет изменен.
Последние события как будто свидетельствовали, что государство наоборот намерено усилить свой контроль над «Аэрофлотом». Например, в ту же прошлую субботу г-н Жуков санкционировал включение «Аэрофлота» в программу приватизации, прошло собрание акционеров компании. По его итогам представители государства заняли 7 из 11 мест в совете директоров -- на одно больше, чем раньше.
Что касается стоимости госпакета главного российского авиаперевозчика, сам "Аэрофлот" оценивает его в 2005 году в 300 млн долл. -- на основании прогноза котировок акций компании в следующем году. Однако, по мнению г-жи Данненберг, эта цифра не отражает реальную стоимость компании. Кроме того, по ее мнению, «Аэрофлот» может быть приобретен кем-нибудь из иностранных компаний-конкурентов только ради того, чтобы убрать российского авиаперевозчика с международного рынка. Однако прогнозировать более конкретно, кто может оказаться новым хозяином компании, г-жа Даннеберг отказалась.
Глава авторитетной в авиационном бизнесе консалтинговой фирмы Infomost Борис Рыбак заявил «Времени новостей», что объективно в покупке этого пакета может быть заинтересован крупнейший негосударственный акционер «Аэрофлота» -- Национальная резервная корпорация (НРК), владеющая примерно 30% акций авиакомпании. Однако основной акционер этой корпорации-- депутат Госдумы Александр Лебедев- вчера заявил Интерфаксу, что «Аэрофлот» не готов к приватизации. При этом г-н Лебедев, в отличие от г-жи Данненберг, считает нынешнюю рыночную стоимость компании завышенной, а не заниженной.
Во вторую очередь, по мнению г-на Рыбака, в покупке госпакета "Аэрофлота" может быть заинтересован какой-нибудь из отечественных сырьевых холдингов. В чем г-н Рыбак уверен, так это в том, что из российских авиакомпаний ни одна не обладает ресурсами, необходимыми для такой сделки.
Так что на сегодняшнем заседании правительства, судя по всему, по этому вопросу разгорятся нешуточные дебаты. Наиболее вероятным сценарием решения кабинета министров эксперты считают отправку вопроса о приватизации «Аэрофлота» на доработку.
Менее скандальный, но, судя по всему, самый крупный в денежном плане пакет, подготовленный к приватизации -- госакции «Связьинвеста». По словам г-на Дитриха, рассматриваются разные варианты продажи госдоли в холдинге: от 25% минус одна акция до 75% минус акция. Впрочем, по словам источника «Времени новостей» в Министерстве информационных технологий и связи, сейчас речь идет о продаже всего государственного пакета, составляющего 75% без одной акций. Если это действительно так, то аукцион по продаже «Связьинвеста» побьет все рекорды в приватизационной истории России. К как известно, рекордсменом по-прежнему является первый этап приватизации «Связьинвеста», который прошел в 1997 году -- на залоговом аукционе тогда были проданы 25% плюс одна акция холдинга. Победителем оказался кипрский концерн Mustcom во главе с Джорджем Соросом, предложивший за пакет 1,875 млрд долл.
В 1998 году предполагалось продать на инвестиционном конкурсе пакет в 25% минус одна акция «Связьинвеста», однако из-за кризиса конкурс так и не был проведен. О приватизации «Связьинвеста» снова вспомнили в 2000 году, когда президент Владимир Путин поручил министру связи Леониду Рейману продать те самые 25% минус акция. Затем продажу перенесли на 2003 год, и вот теперь -- на 2005-й.
Тем временем Джордж Сорос разочаровался в покупке акций «Связьинвеста», так как концерн Mustcom не смог оказывать достаточного влияния на политику холдинга, и в марте этого года продал Mustcom компании Леонарда Блаватника Access Industries за 625 млн долл. Г-н Блаватник, как известно, выступает традиционным партнером «Альфа-групп»-- прежде всего в нефтяном холдинге ТНК-BP. Поскольку «Альфа» вошла в капитал крупнейших российских телекоммуникационных холдингов («Вымпелком», «Мегафон», Golden telecom), резонно предположить, что группа Михаила Фридмана собирается усилить свои позиции в этом бизнесе и будет участвовать в дальнейшей приватизации «Связьинвеста». Однако источники в «Альфе» утверждают, что г-н Блаватник действует самостоятельно. А заместитель гендиректора «Альфа-телеком» Павел Куликов предпочел вчера не давать никаких комментариев по поводу «Связьинвеста». Впрочем, это и понятно-- во время недавнего банковского "кризиса доверия" член совета директоров Альфа-банка Александр Гафин прямо заявил, что проблемы у банка начались именно из-за противостояния в телекоммуникационном бизнесе. Таким образом, другим претендентом на «Связьинвест» могут считаться «питерские связисты» -- прежде всего холдинг «Телекоминвест», который основал сам г-н Рейман.
Михаил КУКУШКИН, Игорь КОРОЛЕВ