|
|
N°96, 04 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Большое президентское чувство
Любовь к Путину объединила СНГ
На пресс-конференцию после окончания саммита СНГ президенты выходили, как пионеры, парами. В первой паре с Владимиром Путиным шагал Ислам Каримов. Узбекский лидер был единственным, кто позволил себе в Минске нарушить благостную картину: прибыв в белорусскую столицу, он сразу подверг резкой критике договор об образовании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс), в который входят члены таможенной «пятерки» (Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан). «ЕврАзЭс -- очередное образование, каких было уже великое множество на постсоветском пространстве, -- заявил г-н Каримов, -- и его отличие от Таможенного союза не назовут даже инициаторы его создания».
Президент Узбекистана категорически отверг предположение, что после создания неделю назад в Ереване Коллективных сил быстрого развертывания Ташкент может вернуться в систему Договора о коллективной безопасности СНГ, из которого вышел два года назад. «Это военно-политический союз, и участие в подобной организации противоречит конституции Узбекистана. Мы будем решать проблемы безопасности на двухсторонней основе, и интегрироваться с Россией в этих вопросах Узбекистан будет в той мере, в какой она будет к этому готова», -- сказал Ислам Каримов.
Владимир Путин был в Минске подчеркнуто внимателен к особому подходу узбекского лидера. При обсуждении ситуации в Центральной Азии, где возможно повторение вылазок исламских террористов, Ислам Каримов призвал коллег не «обезличивать» страны региона: мол, если Ташкент делает все возможное для упреждения такой угрозы, то этого нельзя сказать о некоторых его соседях. Получив положительный ответ на вопрос о том, будет ли Ташкент поддерживать Антитеррористический центр Содружества, президент России согласился: обезличивать страны региона не надо.
На официальном обеде г-н Каримов произнес тост, начало которого заставило всех присутствующих насторожиться: «Я один из немногих здесь, кто обладает исторической памятью...» Но затем прозвучало «приятное во всех отношениях»: «С тех пор как во главе СНГ встал Владимир Владимирович Путин, я уверен, у СНГ есть будущее», -- сказал президент Узбекистана.
Что касается Владимира Путина, то он избрал примирительный тон по отношению ко всем проблемам Содружества. Существование внутри СНГ двух группировок, ЕврАзЭс и ГУУАМ (объединение Грузии, Украины, Узбекистана, Азербайджана и Молдавии), теперь решено считать «не ослабляющим сотрудничество, а, наоборот, его укрепляющим». Если, к примеру, Украине выгодно решать свои проблемы внутри ГУУАМ, то это выгодно и всем остальным членам Содружества, уверен российский президент. Беспрецедентно комплиментарный тон был выбран и по отношению к новому руководству Молдавии: «Я не очень представляю, что еще может сделать Молдавия для разрешения конфликта в Приднестровье...» Про «проблемную» Грузию: «Грузинский и российский народ, как говорили в советские времена, народы-братья, как по вере, так и по культуре...» Правда, конкретного ответа на вопрос, когда же будет отменен введенный Россией визовой режим с Грузией, не прозвучало.
Не стал обижать российский президент и армянских союзников и не поддался на предложение азербайджанских журналистов поставить на одну доску «неконтролируемые формирования в Чечне и Нагорном Карабахе». Впрочем, президент Азербайджан Гейдар Алиев не в обиде: «При Путине Россия активно и искренне занимается урегулированием карабахской проблемы».
Одним словом, президент России теперь нравится всем. И если, по русскому классику, красота спасет мир, то любовь к Путину, если верить узбекскому президенту, просто обязана «спасти Содружество».
Аркадий ДУБНОВ, Минск--Москва