|
|
N°135, 02 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Потным быть, смешным и пьяным»
На Болотной площади по-летнему отпраздновали юбилей гитары Fender
Когда полвека назад Лео Фендер изобрел свою новаторскую гитару, он вряд ли думал, что его детище станет важнейшим символом массовой культуры столетия. Все новое приживается плохо, и, сказать по правде, гитара Fender тоже сперва вызвала недоумение. Во-первых, непривычно маленькая -- за счет узкого грифа и небольшой мензуры. Во-вторых, тонкая, поскольку была вырезана из цельной доски, без привычного резонатора -- полого пространства между деками. Не инструмент, а игрушка! Однако вскоре оказалось, что такая конструкция -- именно то, что нужно для концертов и звукозаписи. Не говоря уж о специфическом «кусачем» звуке с яркой атакой и богатой окраской. Да и играть удобно (пальцы как будто сами бегают по грифу!), и в эксплуатации хороша: все разбирается, собирается, взаимозаменяется, сложно ломается и легко чинится. В итоге изобретение Фендера (особенно модель Stratocaster, в несколько меньшей степени -- Telecaster) славно послужило музыкантам самых разных жанров.
Какое это отношение имеет к летней Москве, сказать трудно. Однако большое народное гуляние под названием Miller Fender Fest в нашем спокойном июльском городе лишним не стало. Еще в пятницу на Болотной площади все было почти как обычно. Редкие прохожие да прогуливающиеся мимо жутких шемякинских изваяний мамаши с детьми. Ну и несколько сцен, на которых с помощью записей INXS и Scorpions «чекали» звук. А в субботу, чуть ли не на заре (начало празднества назначили на час дня) начался наплыв юного народа.
В программе было обещано какое-то немыслимое количество групп -- почти все достойные профессиональные коллективы Питера и Москвы. Обошлось без суперзвезд, но среди реальных участников обнаружились интересные ребята вроде армянского этно-рока «Дети Пикассо», питерских регги-пропагандистов «Маркшейдер Кунст» и кришнаитов «Небо здесь». Хедлайнерами объявили несколько британских групп, в том числе Mistery Juice. Несколько лет назад эти славные шотландцы приезжали в Москву чуть ли не на голом энтузиазме, выступали, по слухам, «за еду», но москвичам так полюбились, что музпрессе этих отчаянных парней пришлось быстро назначить звездами, а потом столь же быстро про них забыть.
Всех исполнителей по идее должна была единить любовь к гитаре Fender. Но мы, признаться, увидели и услышали не много музыкантов, для которых звук Fender Stratocaster -- такой уж краеугольный камень. Ну, может быть, для известной московской блюз-роковой группы Crossroads, чей лидер Сергей Воронов играет только на Fender и даже собрал изрядную коллекцию инструментов. Вокалист «Маркшейдеров» Сергей Ефременко признался, что хотя держит дома «Страт», но все-таки играет на инструменте совсем другого производителя и даже конкурента Fender, а именно на полуакустическом Epiphone модели Lucille -- как у Би Би Кинга. Но вот гитарист трио Billy's Band за ради фестиваля переключился-таки на «Страт», хотя обычно играет на Gibson.
Но все это не столь важно, поскольку главный повод все-таки -- хорошая, по-настоящему летняя погода, когда грех дома сидеть. И самое правильное -- именно пить пиво на траве, забесплатно слушать музыку и радоваться жизни. Симпатичная Болотная площадь, зеленая, с деревьями и фонтанчиками, -- идеальное место для такого времяпрепровождения. В общем, все, кто хотел, подобно лирическому герою одной из песен группы Billy's Band «Потным быть,/ смешным и пьяным», реализовал свое желание в полной мере. А кто быть потным не хотел, купался в фонтане.
Александр БЕЛЯЕВ