|
|
N°133, 29 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Душанбе изменяет Дерипаске
Таджикский алюминиевый завод диверсифицирует поставщиков глинозема
Холдинг Виктора Вексельберга СУАЛ может вытеснить своего вечного конкурента, холдинг Олега Дерипаски РУСАЛ, с важного рубежа -- Таджикского алюминиевого завода. ТадАЗ, проектная мощность которого составляет 517 тыс. т., производит чуть более 300 тыс. т. первичного алюминия в год и является единственным производителем алюминия в Центральной Азии и четвертым после Братского, Красноярского и Саяногорского в СНГ. Завод является 100-процентной собственностью государства, и РУСАЛ, который почти полностью контролирует поставки сырья на него, уже давно уговаривает власти провести его приватизацию.
Как сообщило вчера Reuters со ссылкой на источник в руководстве ТадАЗа, завод «может сменить источник сырья, поступающего сейчас лишь с Николаевского глиноземного завода на Украине (контролируется РУСАЛом. -- Ред.), если договорится с СУАЛом, которого рассматривает и в качестве потенциального акционера». Он объяснил это тем, что СУАЛ для ТадАЗа более выгоден в плане расположения, и, соответственно, транспортировка сырья с Урала будет обходиться дешевле.
До сих пор компания Олега Дерипаски контролировал ТадАЗ через поставки сырья. Летом прошлого года РУСАЛ приобрел у таджикских властей основного поставщика и трейдера ТадАЗа -- зарегистрированную в Швейцарии компанию «Ансол», через которую сырье поступает с Николаевского глиноземного завода. По данным источника на ТадАЗе, в 2003 году «Ансол» поставил заводу около 650 тыс. т глинозема, фактически на 100% закрыв его потребность в сырье (на 1 т алюминия расходуется 2 т глинозема). «Если договоренности будут достигнуты, то весь глинозем будем покупать у СУАЛа», -- сообщил вчера ТадАЗ.
Известно, что в начале июля на встрече с президентом Таджикистана Эмомали Рахмоновым поставки уральского глинозема уже лоббировал губернатор Свердловской области Эдуард Россель, известный своей дружбой как с руководством азиатских республик, так и с главой «СУАЛ-холдинга» г-ном Вексельбергом (он тоже присутствовал на встрече).
Вчера же источник в руководстве ТадАЗа расценил эту встречу как стремление Душанбе привлечь СУАЛ к будущей приватизации завода: «Правительство в поисках пути продать подороже столь лакомый кусок, как ТадАЗ, стало наводить мосты с СУАЛом, как оно раньше делало это с РУСАЛом. СУАЛ -- явный конкурент РУСАЛа».
«Таким образом на ТадАЗе решили послать нам сигнал, что они готовы сменить поставщика», -- сообщил источник «Времени новостей» в СУАЛе. Пока же в компании Виктора Вексельберга считают, что «интерес к расширению производственной кооперации с ТадАЗом существует, однако осуществляемые поставки сырья, в том числе и глинозема, пока нельзя назвать значительными». О приватизации в СУАЛе отказываются говорить, ссылаясь на то, что ее условия до сих пор остаются неясными.
Продажа ТадАЗа включена в приватизационный план до 2007 года и должна пройти по сценарию, который будет утвержден только в следующем году. В РУСАЛе, в отличие от СУАЛа, не скрывают, что намерены участвовать в предстоящих торгах. Гендиректор «РУСАЛ -- Управляющей компании» Александр Булыгин в мае этого года назвал ТадАЗ наиболее вероятным приобретением в ближайшие пять лет. Однако предпринятые ранее РУСАЛом попытки найти общий язык с республиканскими властями не увенчались успехом. Таджикское правительство забраковало преложенный еще в 2001 году план РУСАЛа создать на базе ТадАЗа единый холдинг по производству алюминия, куда бы также вошли Николаевский глиноземный завод и бокситовые рудники гвинейской Societe Bauxite du Kindia, уже принадлежащие компании г-на Дерипаски. А в прошлом году оно отказалось от предложения отдать РУСАЛу контрольный пакет ТадАЗа в обмен на списание госдолга Таджикистана перед Россией в размере порядка 300 млн долларов.
«Чиновники посчитали, что им выгоднее продать завод, выставив его на торги», -- поясняет вице-президент ИК «Атон» Александр Агибалов, по словам которого преложенная РУСАЛом за контрольный пакет цена справедлива, в то время как сумма в 1 млрд долл. (во столько предварительно чиновники оценили ТадАЗ) является завышенной. Ряд наблюдателей полагают, что у обеспеченного собственным сырьем СУАЛа больше шансов на победу, чем у РУСАЛа, заводы которого испытывают нехватку глинозема. Однако для ТадАЗа, напоминает г-н Агибалов, есть еще более близкий источник сырья -- подконтрольный евразийской группе «Алюминий Казахстана», с которым у РУСАЛа заключено долгосрочное соглашение на поставку глинозема.
В любом случае, считает эксперт, ТадАЗ получит тот, кто больше заплатит властям. Пока же, по словам г-на Агибалова, «таджикскому правительству политически невыгодно отдавать ТадАЗ только одному поставщику и вытеснять другого». «Власти намеренно проводят политику диверсификации поставок, что исключает ценовой диктат на сырье со стороны поставщика-монополиста», -- уверен он.
Яна ВИКТОРОВА