|
|
N°136, 03 августа 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Памяти Ирины Полянской
Ирина Полянская прожила всего 52 года. Была она удивительно одаренным человеком. Прежде чем связать свою судьбу с литературой, Полянская окончила Ростовское театральное училище -- ее царственная стать и сказочная красота притягивали и покоряли с первого взгляда. В Литературном институте она занималась не только прозой, но и поэзией -- истинно поэтическое начало всегда сохранялось в ее сочинениях -- от первых пробившихся в печать опытов (середина 80-х) до выстроенных с ювелирной точностью и полнящихся неподдельными страстями рассказов, что составили ее последнюю книгу -- «Путь стрелы» (М., 2003). Один из вошедших в эту книгу рассказов -- «Утюжок и мороженое» -- был удостоен премии Юрия Казакова за 2003 год; честно говоря, на его месте могли бы оказаться и многие другие новейшие рассказы Полянской. Те, кто помнит ее романы «Прохождение тени», «Читающая вода», «Горизонт событий», знают, как тонко и глубоко были постигнуты и прочувствованы Полянской музыка, кинематограф, отечественная история. В каждой из этих книг был спрятан своеобразный философско-эстетический трактат, что не мешало им быть настоящими романами, запечатлевшими прихотливые и напряженные приключения человеческого духа.
Полянская была настоящим писателем. Пластичная и музыкальная фраза, выверенная, выстроенная на игре то сходящихся, то разветвляющихся мотивов композиция, богатство неожиданных ассоциаций, умение видеть день сегодняшний и помнить день вчерашний в их объемной и многоцветной живости -- все это было подчинено главной авторской мысли, стремящейся открыть и утвердить человеческое -- свободное и творящее -- начало в призрачном и жестком мире несвободы. Полянская умела жестко и определенно говорить о страшном, строго судить своих героев, напоминать о трагичности нашего бытия, но вовсе не для того, чтобы испугать и унизить читателя. Дары сострадания и доверия к человеку были ей отпущены в не меньшей мере, чем дар мужества. Свидетельством тому -- просветленная и одухотворенная надеждой проза Ирины Полянской.
На последней странице книги «Путь стрелы» (рассказ «Утренник») героиня ждет маленькую дочь, отбывавшую повинность новогоднего мероприятия. Два часа блужданий по замызганному микрорайону, два часа тоскливых мыслей и больной тревоги, два часа свербящей привычной боли. И вдруг в зеркальном вестибюле казенного здания случается чудо. Мне показалось, невидимая рука отдернула полупрозрачный полог, отделявший меня от толпы, отвела подернутый рябью воздух, и со ступеней вниз хлынули потоки света. Какой-то магнетической волной меня приблизило к другим людям, и вместе с тем я видела их словно издалека и расслышала слово, произнесенное шепотом на другом конце земли, на том краю времени: преображение... Одинаковые сияющие лица взрослых слились в одном детском выражении беззащитности и любви -- общая семья отцов и матерей стояла затаив дыхание.
Первые дети, гудя как пчелки, шагнули в толпу.
Это написано человеком, долгие годы боровшимся с мучительным недугом, что в итоге оказался неодолимым. Написано совсем незадолго до конца земной жизни Ирины Полянской. Пусть земля будет ей пухом.
Андрей НЕМЗЕР