Время новостей
     N°133, 29 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.07.2004
«Ажиотаж и шантаж»
Стоимость ЮКОСа стремится к нулю
Стоимость ЮКОСа стала стремительно уменьшающейся величиной. Причем эта величина нисколько не связана с производственными показателями компании -- ее запасами, текущей добычей и пр. Неверие рынка вылилось в 60-процентное падение стоимости только на этой неделе. Вчера бумаги ЮКОСа буквально вылетели с крупнейшей торговой площадки -- ММВБ. Чтобы вернуться на биржу, компании нужно специальное разрешение властей в лице Федеральной службы по финансовым рынкам. В ФСФР газете "Время новостей" сказали, что для принятия решения потребуется один-два дня. Как бы то ни было, у государства появился соблазнительный шанс вывести ЮКОС с главной биржи (в РТС и за рубежом торги продолжаются).

Торги по ЮКОСу на ММВБ вчера прерывались трижды. В целом за день акции компании рухнули на 21,24% и стали стоить всего 89 рублей. На другой российской фондовой площадке -- РТС -- торги не останавливались, но ЮКОС потерял здесь 20,28% своей стоимости, а цена акции зафиксировалась на уровне 2,87 доллара. Так что компания стоит теперь всего 6,4 млрд долл. (ровно год назад -- более 25,6 млрд). А учитывая, что главный актив ЮКОСа, выставленный на продажу, -- «Юганскнефтегаз» -- составляет около 60% стоимости всей компании, то его «биржевая» цена сейчас -- 3,8 млрд долл. Еще немного, и он, надо полагать, будет стоить те самые 1,75 млрд долл., за которые, как говорят представители ЮКОСа, его государство якобы и хочет кому-то продать.

Столь стремительное падение курса акций опальной нефтяной компании вчера, в частности, было вызвано очередным требованием службы судебных приставов и реакцией на него компании. Требование было отправлено в ЮКОС и его «дочки» на прошлой неделе и гласило: "В целях обеспечения сохранности имущества должника ОАО "НК ЮКОС" немедленно запретить любые действия, направленные на отчуждение или любое другое изменение статуса имущества". В связи с тем, что в этом требовании в отличие от предыдущего не было оговорки «кроме продажи нефти», в ЮКОСе тут же стали говорить о немедленном прекращении добычи и экспорта.

Ответ последовал лично от министра юстиции Юрия Чайки: "Сознательно создается ажиотаж, шантаж органов исполнительной власти". А руководитель департамента судебных приставов Минюста Андрей Беляков пояснил вечером Интерфаксу, что "вызывает удивление раздуваемая должником в СМИ истерия по поводу ареста счетов, прекращения добычи, переработки и поставки нефти, нарушения трудовых прав работников дочерних компаний ЮКОСа». Гг.Чайка и Беляков утверждают, что произведен арест счетов головного офиса ЮКОСа, но никак не дочерних -- производственных -- структур. А вот со счетов московского ЮКОСа будет разве что выплачиваться зарплата сотрудникам.

На тему шантажа и истерии решил под вечер высказаться и председатель совета директоров ЮКОСа Виктор Геращенко. «Мне неизвестны представители ЮКОСа, сознательно создающие ажиотаж и шантаж органов власти по поводу некоторых аспектов исполнения постановления арбитражного суда, -- цитирует ИТАР-ТАСС г-на Геращенко. -- Компания благодарна руководству Минюста за конструктивную позицию, исключающую возможность использования судебных решений для остановки производственных процессов, прекращения обязательных платежей, в том числе заработной платы».

Иными словами, сейчас продолжается спор на тему «остановится или не остановится ЮКОС», и хотя ответ очевиден -- в приостановке добычи, переработки и сбыта нефти заинтересованных нет, а значит, этого не произойдет, -- инвесторы спешат отвернуться от опальной компании и массово сбрасывают акции. Примечательно, что умело организованная паника в таких условиях приводит к росту цен на нефть: вчера в Америке трейдеры опасались перебоев в поставках сырья ЮКОСа, в результате чего цена барреля светлых сортов достигла своего максимума за последние 20 с лишним лет -- 43,05 доллара. «Ситуация вокруг ЮКОСа действительно влияет на рынок, -- говорит директор нефтяного агентства Argus по развитию Михаил Перфилов. -- Компания является одним из крупнейших российских экспортеров нефти и печного топлива. А опасение нехватки печного топлива в период создания запасов на зиму приводит к росту цен».

Больше всего перебоев в поставках ЮКОСа опасается Китай. Глава компании Стивен Тиди вчера только подстегнул эти опасения: «Если мы не получим доступа к счетам, это затронет железнодорожные поставки (которые ЮКОС осуществляет прежде всего в Восточном направлении. -- Ред.)».

Окончание на стр.2Окончание. Начало на стр. 1

Впрочем, представитель национальной нефтегазовой корпорации Китая, предчувствуя настроения ЮКОСа, заявил Интерфаксу: «Из-за роста цен Китай ежедневно теряет значительные средства, что серьезно сказывается не только на доходах нефтяных компаний, но и на госбюджете. Кроме того, импорт нефти из РФ рассматривается в Китае как важная деталь обеспечения нефтяной безопасности государства, поскольку не связан с морскими путями доставки. Даже если у ЮКОСа не будет хватать средств на оплату перевозок, Китай считает, что российское правительство, которое в настоящее время уделяет растущее внимание железнодорожным поставкам нефти в Китай, окажет компании соответствующую помощь, исходя из общей обстановки, сложившейся в отношениях стратегического партнерства между двумя странами".

Однако российская нефть в общем импорте Китая занимает не самую большую долю -- на нее приходится около 7% поставок. В общем нефтяном потоке ЮКОСа эта страна занимает около 5%. По оценкам нефтяного агентства Argus, в июне ЮКОС экспортировал по железной дороге около 1,5 млн тонн нефти, а по трубопроводам -- порядка 2,6 млн тонн. При этом 636 тыс. тонн нефти, вывезенной в июне по железной дороге, ушло в Китай, т.е. 15% от всего экспорта. Судя по всему, Китай больше волнуется не за то, что ЮКОС прекратит поставки, а за то, что не будет именно российской нефти. Ведь в этом случае можно с большой долей вероятности говорить о разрыве нефтяных отношений между странами, в результате чего Россия будет строить нефтепровод из Восточной Сибири не в Китай, а на Дальний Восток. А российское правительство, судя по всему, такое развитие событий в стратегическом плане вполне устраивает: оно сможет не замыкаться на одного потребителя и построить «трубу» к морскому терминалу, о чем всегда говорили представители государственной «Роснефти».

Денис РЕБРОВ, Игорь ПОЛИЩУК, Николай ГОРЕЛОВ
//  читайте тему  //  Дело ЮКОСа