|
|
N°133, 29 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Моменты в море
Михаил Фрадков прошел коридором Север--Юг
Летом, особенно в июльскую жару, россиян всегда тянет к морю. Многим мечту удается реализовать. В числе счастливчиков оказался и премьер России. Причем в июле Михаил Фрадков успел побывать сразу на двух морях -- одном северном и одном южном. Две недели назад на Белом море -- точнее, чуть южнее, в Архангельске -- он проводил очередное заседание Морской коллегии при правительстве России. А вчера -- на Каспии -- участвовал в церемонии открытия регулярного железнодорожного движения до порта Оля.
Премьер проделал свой маршрут с севера на юг -- от моря до моря (с двухнедельной остановкой в Москве, разумеется), чтобы присутствовать при завершающей стадии формирования на российской территории железнодорожной части международного транспортного коридора Север--Юг.
Отныне порт Оля, который в последние годы приобрел чуть ли не стратегическое значение, связан с железнодорожной системой страны. Понятно, что без железной дороги порт никогда бы не стал ключевым звеном транспортного коридора Север--Юг, по которому грузы пойдут из Европы в Иран, Индию, страны Персидского залива, на Кавказ, в государства Центральной Азии и обратно.
Этот путь должен стать более привлекательным для грузоперевозчиков по сравнению с традиционным маршрутом через Суэцкий канал. По подсчетам экспертов ОАО «Российские железные дороги», новый порт позволяет сократить сроки прохождения грузов с 37 суток до 13 -- почти втрое. Благодаря этому товарооборот между странами Запада, Россией и прикаспийским регионом увеличится как минимум в полтора раза.
Предполагается, что порт Оля, в котором в прошлом году был открыт первый контейнерный терминал России на Каспии, уже в 2005 году будет обрабатывать около 4 млн тонн грузов, а к 2010 году грузопоток вырастет в два раза. Растущий интерес грузоотправителей к новому маршруту позволял еще осенью прошлого года главе ОАО «Российские железные дороги» Геннадию Фадееву утверждать, что проект 50-километровой железнодорожной ветки от станции Яндыки к порту Оля стоимостью более 100 млн долл. (их выделило ОАО «РЖД», деньги федерального бюджета не использовались) «легко окупится за три с половиной года».
В Европе интерес к проекту транспортного коридора Север--Юг, соглашение о формировании которого было подписано в 2000 году Россией, Ираном и Индией (позднее к ним присоединились Казахстан и Белоруссия), проявляют в основном скандинавские и прибалтийские страны. По оценкам экспертов, с выведением российских портов Приморск и Усть-Луга на Балтике значительная часть российских грузопотоков уйдет с прибалтийских и украинских портов на российские. Конкурируя с Россией, Прибалтика будет стремиться больше загружать свои порты транзитными грузами, перевозимыми по коридору Север--Юг. А Россия, через которую проходит этот путь, сможет получать доход от транзита. Объем наших транзитных доходов, по оценкам Министерства транспорта России, составит 5--6 млрд долл. в год.
Однако пока о таких доходах приходится только мечтать. Транспортные возможности России на направлении Север--Юг не столь мощны, чтобы так радовать бюджет. По словам Михаила Фрадкова, мощность порта Оля с подводом железной дороги и увеличением грузопотока уже «является узким местом». Он сообщил, что в ближайшее время будет составлен комплексный план развития порта, определены источники финансирования. Однако при этом основную надежду глава правительства связывает с частным бизнесом, который, по убеждению премьера, должен заинтересоваться новым маршрутом. «Средств, выделенных из бюджета, будет гораздо меньше по сравнению со средствами частных структур», -- отметил глава правительства. «Частное государственное партнерство может принести результат», -- добавил премьер-министр.
В правительстве считают, что нет оснований сомневаться в перспективности транспортного коридора Север--Юг. По словам главы Министерства транспорта Игоря Левитин, к 2010 году грузопоток через российские порты на Каспии -- Астрахань, Махачкала и Оля -- могут превысить объем 20 млн тонн в год.
Тем не менее, по мнению г-на Левитина, узким местом в реализации проекта «Север--Юг» является неэффективная работа пропускных пунктов через границу в Россию. «Очевидно, уже сформировалась потребность подумать совместно с нашими коллегами по Единому экономическому пространству о переносе некоторых пунктов пропуска на внешние границы ЕЭП», -- сказал министр на вчерашнем совещании в Астрахани по проблемам транспортного коридора Север--Юг. Перво-наперво договориться о создании совместных пунктов пропуска на внешней границе Единого экономического пространства министр транспорта предложил с Казахстаном. На российско-казахстанской границе действует сейчас более 60 сухопутных пунктов пропуска.
Михаил ВОРОБЬЕВ, Астрахань