|
|
N°133, 29 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
В бой идут одни "старики"
Россию ждет уникальное воздушное шоу
Такую картину можно наблюдать разве что единожды в полвека -- за одним столом собрались сразу пять главнокомандующих Военно-воздушными силами, из которых один ныне действующий -- Герой России, генерал армии Владимир Михайлов. С генералом Михайловым соседствовали за столом его предшественники -- маршал авиации, дважды Герой Советского Союза Александр Ефимов, ныне президент международного общественного фонда «Победа»; маршал авиации Евгений Шапошников, ныне советник ОКБ «Сухой»; Герой России, генерал армии Петр Дейнекин и генерал армии Анатолий Корнуков, ныне советник ОАО «Алмаз».
Свело их вчера в одном помещении событие также уникальное -- 12 августа, в день ВВС России, в подмосковном Монино пройдет авиашоу «Летающие легенды»: будут летать самолеты -- участники второй мировой войны со всей Европы. В небе встретятся как союзники по великой войне, так и бывшие противники. Запланировано участие более ста летательных аппаратов, включая и российские. Такого еще не было. Организаторы праздника -- главкомат ВВС России и фонд «Победа», которых поддержали Федеральное агентство по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами и Федеральное космическое агентство. Разработал проект «Центр выставочных технологий».
Собрали воздушных «старичков», ориентируясь на реестр частных коллекций, который ведет ВВС. Хозяева на предложение принять участие в российском шоу откликнулись живо, однако от оплаты, пусть и не очень большой, не отказались. Всего набралось 13 типов иностранных самолетов. Среди них машины, названия которых звучат как поэмы для истинных ценителей авиации: Boeing Stearman, Mitchel B-25, Fi.156 Storch, T-6 Texan, T-28B Trojan, Junkers 87, Mustang P-51, Corsar F4U-4. В России к ним присоединятся стоящие сейчас на аэродроме Мячково «Даймонд», «Аквила», «Сейбр», «Гольф», «Морава», чешские «элки» трех модификаций. Российские ветераны представлены Як-11 и Як-3. Украсят праздник вертолеты-самоделки девяти типов: ЕС-130, «Агуста», «Энстром», «Робинсон» и так далее. В целом, частная авиация будет представлена 85 воздушными судами 43 типов, а государственная -- 20 судами шести типов. В небо взлетит около десятка воздушных шаров.
Раритетные машины из Европы перелетят в Россию в три этапа начиная с 7 августа. Об этом рассказал начальник управления по использованию воздушного пространства и управления воздушным движением Минобороны России генерал-лейтенант Михаил Кизилов. На первом этапе самолеты с аэродромов Бельгии, Германии и Чехии перелетят в Вильнюс и Варшаву. Затем последует перелет в белорусский Витебск. И наконец, с 9 по 11 августа крылатые раритеты тремя группами по двум маршрутам перелетят на аэродром Чкаловский под Москвой, а уже оттуда -- в Монино. Помогать экипажам будут вертолет-лидировщик Ми-8 и самолет-ретранслятор Ан-26 -- для ведения устойчивой радиосвязи. Боевые порядки, высоты, запасные аэродромы -- все уже определено. Словом, это будет настоящая воздушная операция по перебазированию. Хотя некоторые ее участники прибудут в чреве современных военно-транспортных самолетов.
Самолеты -- участники предстоящего шоу далеко не новы, поэтому в Чкаловском специально созданная техническая группа определит их техническое состояние и возможность участия в полетах. В любом случае полеты не предусматривают перегрузок и массовых воздушных баталий. То есть полетят раритеты в основном «блинчиком» -- проще не бывает. Однако организаторы обещают и «воздушные спектакли с элементами сольного и группового пилотажа, искусно инсценированные воздушные бои». Самолеты-ветераны берегут -- каждый из них по-своему бесценен. А вот современная боевая российская авиация будет пилотироваться «по полной схеме».
С 13 по 15 августа на старом аэродроме того же Монино, где находится музей ВВС России, будет организована выставка «Асы второй мировой войны». Там же с максимальной достоверностью сформирован полевой аэродром Рабоче-крестьянской Красной армии. Посетители увидят инженерные и оборонительные сооружения, обслуживающие авиатехнику автомобили, блиндажи. И конечно, стоянку предвоенной авиатехники, отобранной в экспозиции Монинского музея, -- легендарные Ил-2, По-2, Ла-7, «Аэрокобру», И-16, называвшийся тогда «ишаком». Будет и налет «вражеской» авиации на аэродром, но в течение получаса его отразят.
Чтобы как-то компенсировать затраты на авиашоу и отремонтированную для него взлетно-посадочную полосу, организаторы решили продавать билеты. Тем более что из бюджета не выделили ни копейки. Однако 100 тыс. билетов раздали бесплатно -- детям, ветеранам и военнослужащим.
Если сценарий свидания с прошлым вполне ясен, то современное состояние авиации вызывает немало вопросов. Как сказал главком Михайлов, новых самолетов в ближайшее время ждать не приходится, и приоритет отдан модернизации уже выпущенных машин: и деньги экономятся, и мировой тенденции следуем. Неясно, как быть с российско-украинским проектом -- созданием самолета Ан-70. Пока, утверждает генерал армии, машина не готова: двигатель малоресурсный, ненадежный, шумный и дорогой. Остаются проблемы с кадрами для военной авиации: все меньше желающих пилотировать сверхзвуковой самолет за 5000 руб. в месяц.
Выяснены причины двух катастроф, случившихся в ВВС этим летом. Ми-8 командование полка выпустило в погодных условиях, в которых он летать не может: на высоте 3300 м была отрицательная температура, вертолет обледенел и упал. На Ту-22М3 отказал один из четырех генераторов, экипаж в этих условиях должен был выключить его и запустить вспомогательную силовую установку (ВСУ), но не сделал этого и даже не доложил о неисправности. Аккумулятор держал напряжение целых 42 минуты и вконец отказал, когда экипаж включил посадочные фары, а затем попробовал запустить ВСУ. Летчики не смогли катапультироваться с обесточенного самолета.
Николай ПОРОСКОВ