|
|
N°133, 29 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Полет мысли
В 2005 году "Аэрофлот" может стать частной компанией
На сегодняшнем заседании правительства будут приняты решения по продаже в частную собственность целого ряда компаний, сравнимые по значимости с приватизацией первой волны. Кабинет министров должен утвердить план приватизации на 2005 год и внести коррективы в планы 2004-го.
Масштабы планирующегося отчуждения госсобственности поражают воображение. К наиболее крупным продажам 2005 года относится приватизация ОАО «Аэрофлот -- Российские авиалинии» в размере 51,2%; ОАО «Красноярские авиалинии» (51%), ОАО «Домодедовские авиалинии» (50%), компании «Связьинвест» (75% минус одна акция), а также «Росгосстраха» (25% плюс одна акция), Новороссийского (20%), Мурманского (25,5%) и Туапсинского (20%) морских торговых портов, морского порта Санкт-Петербурга (20%) и Транскредитбанка (75%).
Впрочем, пока это лишь проектировки Министерства экономического развития и торговли (после реорганизации правительства составление приватизационных планов перешло от Минимущества к МЭРТ). Почти все эти предприятия входят в перечень стратегических, не подлежащих приватизации, и могут быть исключены из него только по решению президента. Впрочем, как рассказал источник в правительстве, в администрации Кремля рассматривается проект указа, утверждающий новый, куда более скромный, список стратегических предприятий, не подлежащих приватизации без президентского разрешения. Сейчас в него входит около 500 объектов. Но так много государству, по всей видимости, не нужно.
Другое дело, что с планами приватизации пока царит неразбериха. Странная история, например, произошла с приватизацией сочинского аэропорта. На прошлой неделе заместитель министра транспорта Александр Мишарин говорил, что аэропорт приватизируют в будущем году. Однако в плане, подготовленном МЭРТ, этого объекта нет. Некоторые объекты, например Туапсинский порт, по словам главы департамента имущественных отношений, экономики и природопользования МЭРТ Игоря Гречухина, могут быть проданы даже в этом году. План приватизации 2004 года пополнился и лакомым для бюджета госпакетом акций ЛУКОЙЛа в размере 7,59%. Пока в планах этого года стоит и продажа Магнитогорского металлургического комбината, однако по нему окончательное решение будет принято на сегодняшнем заседании кабинета министров. 17,81% акций ММК рассчитывают продать за 8 млрд руб.
ЛУКОЙЛ стоял в плане приватизации еще на 2003 год, но было решено, что конъюнктура неподходящая. Из капитала опорного для ОАО "Российские железные дороги" Транскредитбанка государство тоже должно было выйти в прошлом году. Однако руководству ОАО "РЖД" по сей день удается противостоять попыткам приватизировать этот банк.
Вопрос, почему государство решило продать именно эти, а не другие куски госсобственности, пока останется тайной за семью печатями. По словам замглавы департамента имущественных отношений, экономики и природопользования МЭРТ Евгения Дитриха, "Аэрофлот", например, был условно включен в план приватизации на субботнем совещании у вице-премьера Александра Жукова. Но почему -- неясно. Как пояснил г-н Дитрих, процесс построен так, что государство не считает инвестиционный спрос определяющим.
По части объектов, например по тому же "Аэрофлоту", нет даже примерной цены. Впрочем, там, где есть примерные оценки стоимости, вопросов возникает не меньше. За «Связьинвест» планируется выручить порядка миллиарда долларов. Если валютный курс не совершит к следующему году каких-то невероятных кульбитов, то «Связьинвест» принесет бюджету около 30 млрд руб. Всего же в плане приватизации-2005 запланировано получить в казну 40 млрд. Получается, что государство за все порты вкупе с авиакомпаниями, не говоря уже о сотнях мелких ГУПов и АО, согласно выручить менее 10 млрд рублей.
На 2004 год доходы от приватизации были запланированы в том же объеме -- 40 млрд руб., хотя привлекательных объектов намного меньше. Правда, пока выполнение нынешнего годового плана идет со значительным отставанием -- за первые полгода удалось реализовать имущества лишь на 4 млрд руб. Собственно, вся надежда на продажу госпакета ЛУКОЙЛа.
Если отвлечься от лакомых кусков собственности, то в остальном план приватизации преследует отнюдь не фискальные цели, а желание государства как-то упорядочить собственное беспокойное хозяйство. Так, в течение следующего года планируется распродать госпакеты всех акционерных обществ, где доля государства составляет менее 25%.
Кроме качества приватизации есть и проблема количества. По оценке Минэкономразвития, потенциально Российский фонд федерального имущества способен готовить к продаже 2000 предприятий в год. Несмотря на такие внушительные размеры, МЭРТ рассматривает возможности альтернативных продавцов в лице коммерческих торговых площадок, а также привлечения к подготовке объектов для приватизации частных компаний.
Вера СИТНИНА