Время новостей
     N°133, 29 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  29.07.2004
Стабилизация за пультом
Жизнь оркестров в сезоне 2003/04 была спокойнее, чем раньше
В минувшем сезоне оркестровая жизнь, потрясенная предшествовавшими переменами (напомним, они касались и руководства некоторых оркестров, и составов, и даже количества самих оркестров), умиротворялась и устаканивалась. Детективные сюжеты об отставках переместились этажом выше -- на уровень самого министерства, до тех пор инициировавшего и с шумом проводившего неоднозначную и непопулярную оркестровую реформу. Перемешанные коллективы, укомплектованные новыми главными дирижерами, новоиспеченные оркестровые массы и старые оркестры с не обновленными руководящими силами стали жить-поживать, а стиль их пореформенной художественной жизни -- репертуарная политика, гастрольные планы, сотрудничество с приглашенными дирижерами, выбор звезд -- оказался критерием оценки и поставщиком информационных поводов.

Недавний конфликт Российского национального оркестра и Владимира Спивакова, недолго бывшего его главным дирижером, а потом сконструировавшего себе новый оркестр (НФОР) из почти половины музыкантов РНО, обещал, что ключевой интригой сезона станет соперничество двух коллективов со скандально похожими именами, но кардинально разными опытом и бэкграундом. Действительно, первые месяцы многие праздные и посвященные наблюдали за выступлениями РНО и НФОР с одинаковым пристрастием и намерением сравнивать их звуковые качества и музыкантские амбиции. Но скоро стало ясно, что два оркестра так далеко разошлись в стилистике работы и ориентируются на столь разную публику и разные стратегии продажи своей продукции, что какие бы то ни было сравнения теряют смысл.

НФОР после грандиозного по силе звука, а в остальном не слишком удачного дебюта немножко рос в качестве и значительно, в глазах широкой публики, -- в цене. Он выглядел по-великосветски, претендовал на то, чтобы считаться наследником больших оркестровых традиций и одновременно важным игроком на современном поле, информационно шумно участвовал в громком фестивале своего худрука «Владимир Спиваков приглашает», звал заметных личностей за пульт (здесь были Джеймс Конлон и Томас Зандерлинг, нетривиально и эффектно выступал второй дирижер НФОР Теодор Курентзис), задействовал занимательных солистов во главе с юной героиней мирового рынка скрипачкой Майю Кишима, но более всего преуспел в аккомпанементе вокальным мегазвездам -- от Джесси Норман до Марии Гулегиной. Сей светски-компанейский стиль и сформировал нынешнее лицо оркестра, обращенное к соответствующей, не то чтобы совсем массовой, но и отнюдь не скромной аудитории.

Руинированный, но вновь отстроенный РНО упрямо продолжал быть искушенным высоколобым европейцем в разудалом скифском антураже, удивляя независимо амбициозным репертуарным выбором, энтузиастическим звучанием молодых оркестрантов и привычкой без оглядки на рекламные сложности приглашать малознакомых российской публике, но принципиальных для западной музыкальной жизни дирижеров и солистов. РНО дал едва ли не лучший концерт сезона с участием бывшего соотечественника дирижера Александра Лазарева и пианиста Бориса Березовского, РНО снова приглашал Владимира Юровского с непопулярной и изысканной музыкой ХХ века и мэтра французской оркестровой культуры Мишеля Плассона с авторитетно сыгранными французами Равелем и Дебюсси, а также тихо опровергал тезис о том, что в Москве бум оркестровой академической музыки, когда проводил концерт с участием актуальных европейцев дирижера Якова Крейцберга и скрипачки Юлии Фишер в полупустом зале. Времена изменились, и горделивые западнические привычки плетневского оркестра в минувшем сезоне не имели столь громкого успеха, как еще недавно, но общее выражение лица публики РНО оказалось более определенным.

Еще один пореформенный оркестр -- «Новая Россия» -- вел жизнь любопытную, хоть и не столь стройную, что старались вести его коллеги. Башметовский оркестр играл и Шуберта, и Прокофьева, и Гершвина, много занимал внимание своей пестрой аудитории современной музыкой -- от признанных местными слушателями классиков ХХ века («Литургия» Канчели) до неизвестных им мастеров (Harold again Олега Фельзера), строил политику вокруг лидера (цикл «Башмет плюс Башмет») и участвовал в нетривиальном проекте Владимира Ашкенази, посвященном музыке сталинского времени и ее восприятию.

Художественные достижения ГАСО, реформа которого пока выглядит не столь удачно, за весь сезон так ни разу и не стали предметом бурного обсуждения в экспертных и широких слушательских кругах.

Нетронутая переменами Капелла Полянского, будучи не в силах конкурировать с основными фигурантами оркестрового дела по части исполнительского качества и отдав в начале сезона дань популярным шедеврам русской музыки в широко отрекламированном рахманиновском цикле, потом умно посвятила себя удивительным раритетам, главным из которых стала опера Гречанинова «Сестра Беатрикс» в концертном исполнении. И бог с ним, с совершенством. Наличие репертуарной стратегии заставило отличать капеллу от несообразительных соседей по среднему оркестровому звену.

За облаками местной конкуренции весь год парил БСО Владимира Федосеева. Просвещенность, качество, концептуальная работа и напряженный график без провалов сделали его стиль и популярность недосягаемыми для конкурентов. А виртуозное умение сочетать высоколобые программы (бетховенский и дворжаковский циклы), шедевры («Реквием» Верди) и киномузыку стало образцом корректных и энергичных взаимоотношений с публикой.

В нерегулярном режиме на информационном гребне оркестровых волн то и дело оказывались самые разные герои -- от оркестров театров «Новая опера» и Большого до полупризрачных «Эрмитажа» и оркестра Константина Орбеляна. Тот же нерегулярный ритм организовывал и гастрольную жизнь, взбудораженную появлением Зубина Меты с Флорентийским фестивальным оркестром, Джеймса Ливайна с фестивальным оркестром Вербье и старинных дел мастера Филипа Херрвега с ансамблем Collegium Voсale Gent, которого по причине непричастности к оркестровой традиционности можно смело вынести за скобки.

Чего нам ждать от открывающегося в сентябре сезона, уже сейчас примерно ясно. Интриги больше нет. Все персонажи новой оркестровой пьесы обнаружили свои амплуа и собираются их придерживаться. РНО анонсирует некокетливый европеизированный «Осенний абонемент», а в сентябре вместо того, чтобы громко напомнить о себе московской публике, независимо и традиционно отправляется с Плетневым в «Волжское турне». НФОР, напротив, не даст скучать своим поклонникам, справляя в сентябре юбилей маэстро Спивакова. Федосеевский оркестр продолжит знакомить слушателей с высоколобыми и просвещенческими интерпретациями классики, сменив Бетховена на Рахманинова. Мерцающая жизнь оркестров среднего звена станет развернутой декорацией для основных сюжетов. Окажутся они напряженными или спокойными, узнаем со временем. Но кажется, что деловитое спокойствие без вялости или, напротив, аффектации, станет главной краской нового сезона.

Юлия БЕДЕРОВА
//  читайте тему  //  Музыка