|
|
N°132, 28 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Призрак комиссара
Представитель Минфина хочет видеть чиновников в советах директоров
На состоявшемся вчера «круглом столе» «Практика работы советов директоров: итоги 2003--2004 гг.», организованном Ассоциацией независимых директоров, глава департамента финансовой политики Министерства финансов Алексей Саватюгин высказал свои замечания к Кодексу корпоративного поведения, разработанному упраздненной уже ФКЦБ. Согласно этому документу, в совет директоров корпорации не могут входить независимые директора, являющиеся представителями государства. «Не вполне понятно почему, так как зачастую представители государства могут быть более независимыми, чем представители каких-либо групп или корпораций, так как за ними стоят силы куда более могущественные», -- заметил г-н Саватюгин. Обосновывая необходимость введения в совет директоров представителей государства, он привел в пример организации, участвующие в пенсионной реформе, -- Внешэкономбанк, Объединенную депозитарную компанию и Пенсионный фонд России. «В этих компаниях либо нет советов директоров, либо в советах директоров нет представителей государства, между тем от деятельности этих предприятий зависит судьба 30 млн человек», -- заявил он.
Кодекс корпоративного поведения, между тем, является не обязательным, а только рекомендованным документом для организаций. Даже если норма о недопустимости участия в совете директоров государственного представителя будет из него изъята, это не приведет автоматически к появлению в органах управления компаний комиссаров государства. Кроме того, кодекс описывает лишь то, кто может, а не кто должен быть независимым директором.
Впрочем, нормотворчество ФКЦБ отличалось характерной последовательностью: документ сначала вводился как рекомендованный, зато потом, вслед за изданием новых актов комиссии, становился почти обязательным. Так произошло и с Кодексом корпоративного поведения. «Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг», утвержденное той же ФКЦБ и вступившее в силу 1 июля этого года, в части описания требований к эмитентам для включения их ценных бумаг в котировальные списки высших уровней воспроизводит нормы Кодекса корпоративного поведения слово в слово. Таким образом, если компания заинтересована в обращении своих бумаг на бирже, она должна следовать нормам ранее только рекомендованного документа. Предлагаемая Алексеем Саватюгиным новация, если она осуществится, поставит компании, которые не найдут независимого директора, перед выбором: либо допустить в совет директоров государственного представителя, либо убить в себе эмитента.
Правда, в начале своего выступления г-н Саватюгин оговорился, что Минфин не занимается регулированием вопросов корпоративного управления, которые отнесены к ведению Федеральной службы по финансовым рынкам, наследницы ФКЦБ, и его точка зрения является только мнением частного лица. В ФСФР же вчера получить комментарии инициативам г-на Саватюгина не удалось.
Денис РЕБРОВ, Игорь ПОЛИЩУК