|
|
N°132, 28 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Басаев -- режиссер боевиков
Главные чеченские сепаратисты продолжают позировать перед видеокамерой
На чеченских сепаратистских сайтах в Интернете появились два видеоролика с главными «звездами» сопротивления. В первом террорист номер один Шамиль Басаев бодро расхаживает по темному подвалу и по рации командует погрузкой якобы захваченного у федералов оружия. Во втором он же на фоне дивного горного леса передает эти самые трофеи ичкерийскому президенту Аслану Масхадову.
Из пояснений к видео явствует, что первый сюжет снят в Назрани в роковую ночь с 21 на 22 июня. Темный подвал -- это якобы склад оружия Ингушского МВД, который был захвачен и разграблен боевиками. Обычному зрителю нелегко определить, происходит ли действие сюжета в подвале милицейского склада или в любом другом темном подвале с ящиками и людьми. Зрительское внимание целиком приковано к Басаеву, который, несмотря на отсутствие ноги, весьма активно, даже без трости, расхаживает среди своих подчиненных.
Но зрители квалифицированные, похоже, узнали: подвал тот самый. «Видеокадры могут быть учтены как реальное свидетельство фактических событий», -- констатировал начальник УФСБ по Ингушетии Сергей Коряков. В общем, кино не так уж дисгармонирует с версией следствия об ингушских событиях: пока считается, что нападение совершили именно чеченцы, а вовсе не местные жители. А если уж чеченцы провели такой масштабный рейд, то кому, как не Басаеву, ими командовать. Кстати, в кадре Басаев сообщает, что всего в операции участвовали 570 бойцов.
Вторая «серия», в которой Басаев передает трофеи Масхадову, отличается плохим звуком, но зато сопровождается подробным текстовым комментарием. В текст включен длинный реестр оружия и боеприпасов, которые были захвачены в ходе так называемой операции «Бекхам» («Возмездие»). Операцию, как следует из записки, проводил «ингушский сектор западного фронта вооруженных сил Ичкерии», а большая часть трофеев с санкции «главкома» Масхадова передается так называемому «гудермесскому сектору». В тексте говорится и о том, что операция в Ингушетии проводилась «с разрешения Аслана Масхадова», хотя он лично в ней не участвовал. До сих пор комментариев со стороны г-на Масхадова не поступало -- якобы потому, что он ожидал полного отчета командиров. Теперь же самое время подвести итоги, а они таковы: «вооруженные силы Ичкерии» численностью 950 человек на восемь часов полностью взяли под контроль всю территорию Ингушетии.
Расхождения командиров в цифрах не так важны -- гораздо важнее задокументированный факт их встречи. Кстати, всего две недели назад в интервью Reuters Аслан Масхадов совсем иначе комментировал ингушские события: по его тогдашнему мнению, репрессии федералов против мирного населения просто вызвали там обратное действие. В интервью ичкерийский президент теоретически оправдал перенос войны за пределы Чечни, но осталось неясно, считает ли он таковым переносом ингушскую акцию. Далее Масхадов говорит о Басаеве: «Он сам решил дистанцироваться от наших официальных структур, но продолжает успешно сражаться с оккупантами». Видимо, за две недели эта дистанция сократилась до минимума: на свежем видео Басаев скромно стоит рядом со своим гордым главнокомандующим.
Эту перемену «Времени новостей» прокомментировал депутат Госдумы Руслан Ямадаев, сам долгое время бывший генералом Ичкерии. Резиденцией г-на Ямадаева, к слову, является именно Гудермес -- это значит, что его охране и батальону спецназа, которым командует брат Руслана, Сулим, первыми придется столкнуться со стволами, показанными в ролике. «Масхадов и Басаев на самом деле всегда были вместе и вместе воевали против нашего государства, -- считает г-н Ямадаев. -- Эта съемка нужна им для отчета перед арабами из «Аль-Каиды», которые дают им деньги. Они слушают, что им говорят хозяева. Если Масхадову надо по-хорошему засветиться на Западе, он сразу делает вид, что Басаев воюет сам по себе».
Версия «отчета перед спонсорами», похоже, уже принята российским официозом. Соглашаясь с ней, приходится помимо «прямоходящего» Басаева признать еще одну удивительную вещь: рабочим языком между «Аль-Каидой» и чеченскими боевиками является русский. Удивляться главному -- тому, что Басаев и Масхадов на исходе пятого года войны, которую против них ведет Россия, продолжают сниматься в видеороликах, -- больше нет сил.
Иван СУХОВ