|
|
N°132, 28 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«Иждивенческая мера»
АРБ предлагает обязать Центробанк выдавать банкам стабкредиты
Нежелание ЦБ выдавать частным банкам стабилизационные кредиты в условиях кризиса не устраивает банкиров, и они решили исправить ситуацию. Вчера президент Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян объявил, что готовит поправки в закон «О Центральном банке», которые обяжут регулятора оказывать финансовую поддержку банкам в случае нестабильности на рынке. Правда, выступая на «круглом столе» «Кризис банков или кризис доверия вкладчиков?», глава АРБ сообщил, что «никакого банковского кризиса не было». А мера, предложенная ассоциацией, направлена на предотвращение будущих кризисов. «Функции кредитора последней инстанции -- это не просто возможность регулятора, -- заявил г-н Тосунян, --это его обязанность». За неиспользование этого инструмента он предлагает ввести административную ответственность для чиновников ЦБ. Впрочем, эксперты сочли предложения АРБ нереализуемыми.
Инициатива банковских лоббистов из АРБ стала следствием кризиса ликвидности в целом ряде российских банков, вызванного реакцией банков на отзыв лицензии у Содбизнесбанка и свертыванием рынка межбанковских кредитов (ряд кредитных организаций, например банки «Павелецкий», «Диалог-Оптим» и другие, до сих пор продолжают бороться за выживание и нуждаются во внешнем финансировании). Между тем причина, по которой Банк России отказался от выдачи стабкредитов проблемным банкам, проста: в начале года Замоскворецкий суд признал виновным в злоупотреблении должностными полномочиями бывшего замначальника МГТУ ЦБ Александра Алексеева, подписавшего документы о выдаче такого кредита банку СБС-Агро в 1998 году. Суд решил не заключать г-на Алексеева под стражу, однако постановил 10% зарплаты экс-чиновника удерживать в пользу государства. После этого первый зампред Центробанка Андрей Козлов публично сказал, что «ЦБ больше стабилизационных кредитов не выдает». «Ни один из руководителей Банка России больше не примет такое решение, зная, что ему грозит уголовная ответственность», -- заявил он. И сдержал обещание -- в течение кризиса доверия, в ходе которого пострадал Гута-банк и ряд более мелких кредитных организаций, ЦБ не выдал ни одного кредита. А для спасения «Гуты» была придумана уникальная для России сделка по продаже банка государственному Внешторгбанку (при этом ЦБ разместил в ВТБ депозиты на 700 млн долл.). Правда, по данным агентства Fitch, Банк России предлагал ссуду Альфа-банку, который столкнулся со значительным оттоком вкладчиков, но подтвердить эту информацию «Времени новостей» не удалось.
Г-н Тосунян так пояснил суть поправок, которые ассоциация намерена предложить в законодательство. «В случае возникновения нестабильности на рынке, которая характеризуется определенными признаками, ЦБ обязан принять ряд мер, в том числе выдать стабилизационный кредит», -- сказал он «Времени новостей». Он не уточнил, когда АРБ обнародует соответствующий законопроект -- «текст сейчас готовится».
Получить комментарий Центробанка вчера не удалось, хотя источник, близкий к руководству Банка России, в беседе с газетой «Время новостей», выразил сомнение в том, что такие поправки будут приняты, и назвал инициативу АРБ «иждивенческой». «Если бы не «дело Алексеева», у Центробанка было больше инструментов поддержки кредитных организаций в момент кризиса, а не только снижение нормативов ФОРа», -- добавил он.
Эксперты соглашаются, что сейчас в законодательстве практически ничего не говорится о стабкредите или даже о том, как должен вести себя ЦБ в условиях кризиса, но при этом считают инициативу г-н Тосуняна обреченной на неудачу. «Если мы законодательно признаем необходимым использование кредитов Центробанком, тогда в законах следует указать, когда эту меру надо использовать, -- соглашается советник заместителя гендиректора ХК «Интеррос» Александр Астапович. -- Но как можно наказывать (чиновников ЦБ. -- Ред.) за непредоставление таких кредитов, понять сложно». А вице-президент Ситибанка Наталья Николаева считает, что «сначала необходимо обеспечить прозрачность банков, в том числе путем укрепления надзора». «Пока культура раскрытия информации кредитными организациями только формируется, Центробанк будет бояться выступать кредитором», -- говорит она, добавляя, что в ряде стран регуляторы вообще не предоставляют стабилизационных кредитов. А по словам еще одного банкира, пожелавшего остаться неизвестным, создать «полноценный институт кредитора последней инстанции» в России почти безнадежное дело: «Центробанк практически не рефинансирует банки даже в обычных условиях, что уж говорить про кризисы», -- сетует он.
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ