|
|
N°132, 28 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Какой Кокойты нужен Москве, а какой -- Тбилиси
В понедельник в Москву прибыл лидер Южной Осетии Эдуард Кокойты. По словам полпреда президента непризнанной республики в России Дмитрия Медоева, «среди вопросов, которые обсуждает в Москве г-н Кокойты, -- привлечение инвестиций в Южную Осетию». В ходе визита, «возможно, будут иметь место различные консультации», заметил полпред. Официальные российские представители о цели визита южноосетинского лидера ничего не сообщают. Источники «Времени новостей» в МИД России отмечают, что их ведомство «не работает» по программе пребывания Кокойты в Москве.
Осетины объяснили грузинам, когда они станут друзьями
Не исключено, что одной из центральных тем его переговоров станет выработка позиции по отношению к настойчивому требованию Грузии о расширении зоны контроля, осуществляемого миротворцами в Южной Осетии, на те районы, которые примыкают к российско-грузинской границе. Тбилиси утверждает, что именно там проходит основной поток контрабанды из России. Грузинские власти также настаивают на расширении присутствия ОБСЕ в зоне грузино-южноосетинского конфликта и мониторинга представителями этой организации Рокского перевала. Власти Южной Осетии выступают против всего этого -- в Цхинвали не доверяют ОБСЕ, обвиняя ее наблюдателей в «прогрузинской позиции».
Но все эти вопросы имеют отношение к «технологической» стороне конфликта. А между тем позиции грузинской и южноосетинской сторон по его политическому урегулированию по-прежнему разнятся принципиально. Об этом говорит вчерашнее интервью председателя правительства Южной Осетии Игоря Санакоева, данное им СМИ Северной Осетии. «Грузия и международное сообщество должны осознать, что осетины -- единый народ и нельзя его делить искусственно, а потому объединение Осетии -- неизбежный исторический процесс, -- утверждает Игорь Санакоев. «Чем скорее такое понимание придет, -- добавляет он, -- тем быстрее пойдет процесс восстановления дружбы и добрососедства с грузинским народом, с которым нас связывают исторические узы».
Ответственный политик должен отвечать за свои слова
В контексте подобной полемики весьма неожиданно прозвучало заявление, сделанное вчера министром иностранных дел самопровозглашенной республики Мурадом Джиоевым. Он сообщил, что не исключена возможность встречи южноосетинского лидера Эдуарда Кокойты и президента Грузии Михаила Саакашвили.
Готовы ли к такой встрече в Тбилиси? На этот и другие вопросы «Времени новостей» ответил госминистр по урегулированию конфликтов Грузии Георгий ХАИНДРАВА.
-- На данном этапе возможность встречи президента Саакашвили с г-ном Кокойты в повестке дня не стоит. По поводу заявления г-на Джиоева могу только процитировать вашего министра обороны: «хотеть не вредно». (Глава Минобороны России Сергей Иванов так ответил на заявления Тбилиси о том, что с 1 августа командующий Смешанными силами по поддержанию мира в Южной Осетии российский генерал Святослав Набздоров будет отозван Москвой со своего поста. -- Ред.) Мы действительно говорили, что готовы на контакт с южноосетинским руководством де-факто, но встреча президента Грузии с г-ном Кокойты в повестке дня не стоит и в ближайшем будущем вряд ли встанет.
-- Что должно произойти, чтобы такая встреча появилась в повестке дня?
-- Как минимум сближение позиций по политическому урегулированию конфликта.
-- Сегодня агентство Интерфакс приводит ваше категорическое опровержение заявления Кокойты, будто «грузинские власти предлагали ему 20 млн долл. и высокий пост в правительстве Грузии». Как вы думаете, почему именно эта цифра названа г-ном Кокойты?
-- Нас интересует другое: кто этот человек, предлагавший такие деньги? Пусть г-н Кокойты назовет его имя. Нас, как и вас, интересует, кто конкретно «от имени грузинского правительства» это сделал? Нельзя же делать голословные заявления, если г-н Кокойты ответственный политик, он должен отвечать за свои слова.(Вчера поздно вечером, выступая по НТВ, г-н Кокойты сообщил, что взятку от имени грузинских властей ему предлагал известный в прошлом футболист Владимир Гуцаев. -- Ред.)
-- Вам известно о повестке дня переговоров Эдуарда Кокойты в Москве?
-- Думаю, он приехал, чтобы получить инструкции. Поскольку программа его пребывания в Москве не афишируется, мы предполагаем, что ведутся консультации относительно того, как г-ну Кокойты вести себя в дальнейшем.
"Пока мы будем воздерживаться от встреч с Саакашвили"
Вчера вечером находящийся в Москве президент Южной Осетии Эдуард КОКОЙТЫ ответил на вопросы корреспондента «Времени новостей» Ивана СУХОВА.
-- С кем вы собираетесь встречаться во время вашего нынешнего визита в Москву?
-- Мы хотели бы поработать по экономической интеграции Южной Осетии и России, по реализации достигнутых между нами экономических соглашений. Они в основном касаются восстановления экономики и промышленности Южной Осетии, разрушенных во время боевых действий в 1992 году. У нас в основном запланированы встречи с частными предпринимателями, которые намерены принять участие в реанимации наших промышленных предприятий. Встречи с российскими официальными лицами тоже, наверное, будут. Но я пока не могу назвать, с кем именно.
-- Как бы вы прокомментировали заявления грузинской стороны о том, что Россия готовится к силовому вмешательству в грузино-осетинский конфликт и якобы даже концентрирует вооруженные силы и бронетехнику в Моздоке, на территории Северной Осетии?
-- Я призвал бы к более корректным формулировкам и более бережному отношению к этике. Практически все заявления грузинских руководителей состоят из фальсификаций и лжи. Наши народы ждут от нас совсем другого. Но грузинские власти просто не в состоянии выполнить всех обещаний, которые они так щедро раздавали перед выборами, и ситуация вокруг Южной Осетии для них просто повод, чтобы отвлечь людей от внутренних проблем. Решить эти проблемы власти Грузии не в состоянии, и сами прямо заявляют, что пока не могут гасить долги по пенсиям и зарплатам, поскольку эти деньги идут на поддержание вооруженных формирований, которые блокируют Южную Осетию.
Я думаю, достаточно красноречиво заявление президента Саакашвили, который призвал денонсировать все соглашения по поводу грузино-осетинского конфликта, включая Дагомысские соглашения 1992 года и Московский меморандум, подписанный 16 мая 1996 года. Первый пункт этого меморандума запрещает сторонам применять силу или угрозу силой, а также любые способы политического, экономического и иного давления. Фактически мы постоянно сталкиваемся как раз с применением силы и угрозой применения силы. А Грузия старается отвлечь от этого внимание мирового сообщества.
Только что мне позвонили из Цхинвали: вчера вечером и сегодня утром трехсторонняя группа наблюдателей из состава Смешанных сил по поддержанию мира в сопровождении представителей миссии ОБСЕ не была допущена в район объездной дороги, которая идет мимо города к верхним грузинским селам. Наблюдателям преградили дорогу 80 грузинских военнослужащих, которых в принципе не должно быть в зоне конфликта, поскольку они не входят в состав миротворцев.
-- Как Южная Осетия намерена реагировать на их появление?
-- Это относится к компетенции командования миротворцев. Как они решат, так и будут действовать. В любом случае с нашей стороны будет делаться все возможное, чтобы избежать обострения конфликта. Хотя мы готовы жестко противостоять тем вооруженным бандам, которые появляются на нашей территории.
-- Могли бы вы прокомментировать сообщение о подготовке вашей встречи с президентом Грузии?
-- Это слухи. Мы готовы к переговорам, но готовы вести их только с теми, кто в состоянии придерживаться данных обещаний. Видите ли, есть две Грузии -- одна подписывает соглашения и вежливо улыбается за столом переговоров, а вторая сразу же эти соглашения нарушает. Так вот, г-н Саакашвили, к сожалению, относится именно ко второй Грузии. Разговаривать о чем-либо в таких условиях трудно, поэтому пока мы будем воздерживаться от встреч в таком формате.
Аркадий ДУБНОВ