|
|
N°131, 27 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Кто убил осетинских детей и женщин?
Грузия накажет виновников трагедии 12-летней давности
Грузия заявила, что расследует трагедию 20 мая 1992 года -- расстрел автоколонны осетинских беженцев, следовавшей из столицы Южной Осетии Цхинвали в Северную Осетию. При обстреле погибли 34 человека, в основном дети, женщины, старики. 20 человек были ранены. Председатель грузинского парламента Нино Бурджанадзе сообщила в понедельник в интервью тбилисской газете «Квирис палитра» («Палитра недели»), что президент Михаил Саакашвили распорядился провести расследование. «Это еще раз подтвердит наш настрой на примирение», -- отметила она.
Г-жа Бурджанадзе сказала, что она «не может представить себе, что грузины могли убить женщин и детей, но те, кто совершил это преступление, вне зависимости от национальности должны понести наказание». Глава МИД непризнанной республики Южная Осетия Мурад Джиоев заявил в этой связи «Времени новостей»: «Все убийцы были грузинами. Их имена известны -- от народа ничего не скроешь. Мы давно передали эти имена в Тбилиси, требуя наказания виновных».
Во время вооруженного конфликта 1989--1992 годов Цхинвали оказался в блокаде. Вывозили беженцев по единственному возможному пути -- по проселочной дороге мимо грузинских сел. Мурад Джиоев вспоминает: «В тот день в грузинских селах что-то отмечали и, видимо, решили принести наших женщин и детей в жертву. Мы знаем, что это не было регулярное грузинское формирование. Стреляли местные и кто-то из заезжих». «В колонне, попавшей в засаду, -- продолжает г-н Джиоев, -- были «Нива», «уазик» и грузовик. Спаслись только те, кто сидел в грузовике, кого прикрыли падавшие тела убитых. Самому младшему из погибших было три года. Мы каждый год 20 мая отмечаем день памяти той трагедии».
Ираклий Батиашвили, в те годы глава грузинской госбезопасности, сказал «ВН», что та трагедия «была провокацией, направленной на эскалацию конфликта. Местные жители? Не знаю. Это могли сделать наемники, могли быть чьи-то агенты, которых и среди наших было немало. К сожалению, тогда расследовать этот инцидент не удалось. В нынешней ситуации надо сделать все, чтобы кто-то не пошел на аналогичную провокацию».
Трагедия 12-летней давности -- главный аргумент Южной Осетии, настаивающей на признании геноцида осетин в те годы. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты считает, что без такого признания примирение невозможно. Но по мнению Нино Бурджанадзе, «геноцида осетин не было». «Было много возмутительных фактов, во время которых пострадали и осетины, и грузины. Грузины должны извиниться за содеянное ими, а осетины -- за содеянное ими», -- считает она. Заявление Тбилиси о готовности внести ясность в майскую трагедию 1992 года должно сыграть позитивную роль в сближении сторон.
Михаил ВИГНАНСКИЙ, Тбилиси