|
|
N°131, 27 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Наши люди в НАТО
В Москву приезжает премьер Румынии
Сегодня в Москву на один день приезжает премьер-министр Румынии Адриан Нэстасе. В ходе официального визита состоится обмен грамотами о ратификации парламентами двух стран базового политического договора между Россией и Румынией, подписанного год назад, тоже в Москве. Глава румынского правительства встретится с президентом России Владимиром Путиным и со своим коллегой Михаилом Фрадковым.
Для Адриана Нэстасе этот визит -- предвыборная поездка. Он лидер правящей Социал-демократической партии и один из главных претендентов на пост президента страны, который после двух сроков скоро покинет Ион Илиеску.
В этом месяце Румыния председательствует в Совете Безопасности ООН, где в августе ее сменит Россия. Есть вопросы и по линии Совета Россия--НАТО, членом которого автоматически стала Румыния, присоединившись в апреле к Североатлантическому альянсу. Важно и наше сотрудничество в регионе Черного моря, тем более Адриан Нэстасе только что пообещал в Вашингтоне американцам "пятизвездочное" место под Констанцей для военной базы.
В последние годы все заявления румынских лидеров отличались, несмотря на тягу Бухареста к США и проамериканскую позицию по Ираку, неизменной лояльностью по отношению к России. Выражалось сожаление, что потеряны годы сотрудничества. Выступая летом 2002 года на центральной площади Бухареста, президент США Джордж Буш призвал Румынию стать мостом между Западом и Россией. Как только он произнес это, над румынской столицей появилась огромная радуга. Не было ли это знаком того, что Румыния действительно призвана стать таким мостом?
Тогдашний министр иностранных дел России Игорь Иванов высказался в тот момент в том смысле, что с Западом у нас отношения прямые, и в посредниках нужды нет. Но разве не нужны нам лояльные партнеры в Совете Россия--НАТО или в Европейском союзе, к которому в конце концов присоединится Румыния? В этом смысле характерен эпизод с пролетом наших самолетов в Югославию летом 1999 года. Возможности дипломатического маневра у Румынии тогда были ограничены, ведь она была кандидатом в НАТО. Но в отличие от других стран Румыния моментально нашла лазейку в своем законодательстве, не втягивая в рассмотрение вопроса парламент, и сказала нам: пролетайте, но только с интервалом в четыре часа между самолетами. Может быть, правы те румыны, которые говорят, что Румыния "она и в НАТО, и вроде бы не совсем в НАТО"?
Готовность Румынии восстановить добрые отношения с Россией видна и в нашем экономическом сотрудничестве. Российский бизнес мощно присутствует в румынской экономике. ЛУКОЙЛ купил нефтеперерабатывающий завод "Петротел" в Плоешти и построил в стране сотни АЗС. "Мечел" приобрел комбинат специальных сталей в Тырговиште и проволочный завод в Турде. Российская компания ТМК вложила средства в трубопрокатный завод "Артром" в Слатине и Решицкий металлургический комбинат, а ОМЗ "Уралмаш" -- в завод нефтяного оборудования УПЕТ в Тырговиште. "Русский алюминий" купил было глиноземный завод в Орадя, но потом закрыл его, и, наверное, зря: инвестиционный климат улучшился. Сейчас "Газпром" нацеливается на приватизацию газораспределительной системы "Дистригаз Юг", и скорее всего выиграет тендер. Приезжавший сюда недавно Алексей Миллер предложил вместе строить газопровод на Сербию и крупное подземное газохранилище на северо-востоке страны. Румынам это чрезвычайно выгодно.
Правда, с румынским экспортом дело обстоит хуже. Из 2 млрд долл. нашего товарооборота в 2003 году доля Румынии с трудом дотягивала до 50 млн. Румыны признают, что потеряли российский рынок. Румынские товары приходят в Россию через западных посредников, из-за чего становятся дороже. Выход видится в создании совместных предприятий (сейчас их мало) и продвижении товара в российские регионы. К тому же в российском экспорте преобладают все-таки газ, нефть и уголь, и всего 1% составляют поставки машин и оборудования. Эти и другие вопросы обсуждают сейчас в Москве на российско-румынском бизнес-форуме (уже втором в этом году), приуроченном к визиту Адриана Нэстасе.
Вячеслав САМОШКИН, Бухарест