|
|
N°130, 26 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
«На полгода отменили развитие отрасли связи»
Телекоммуникационную отрасль в последние месяцы лихорадит: при проведении административной реформы в апреле «забыли» создать регулирующее ведомство, а у игроков рынка накопилось немало вопросов к работе прежнего и вновь созданного Министерства информационных технологий и связи. Это касается и политики министерства в отношении альтернативных операторов, и нового закона о связи, и того, как ведомство регулирует развитие рынка в целом. О своей позиции по данным вопросам, а также о новых -- спорных -- услугах компании корреспонденту «Времени новостей» Игорю КОРОЛЕВУ рассказывает вице-президент универсального оператора связи "Корбина-телеком" Александр МАЛИС.
-- Недавно Федеральная антимонопольная служба заблокировала принятие правительством двух постановлений, подготовленных Министерством информационных технологий и связи. Одно содержит список лицензируемых услуг, другое посвящено правилам присоединения сетей электросвязи. Минсвязи опять обвиняют в стремлении усложнить жизнь альтернативным операторам. Вы с этим согласны?
-- Да, такое чувство, что Минсвязи хочет ограничить операторов, чтобы они ничего такого не натворили. Вроде бы задача министерства -- увеличить доходы отрасли и количество услуг, снизить тарифы. Но Минсвязи, наоборот, хочет уменьшить количество услуг, увеличив тарифы. Да, в вырученных деньгах получится одно и то же. Но есть все-таки разница: получить 10 млрд долл., оказав 100 тыс. или 10 тыс. услуг. Жалко, что Минсвязи меряет связь только деньгами, тогда как еще есть гигабайты, минуты и т.д.
-- Получилось, что Минсвязи в этом году реформировали дважды. Каковы последствия такой реформы?
-- Самое главное -- не как реформировать министерство, а что оно будет делать. Пока мы видим, что за полгода ни одной лицензии и ни одной частоты получено не было. Как так можно -- взять и по всей стране отменить развитие целой отрасли? И неизвестно, когда это закончится. В результате половина операторов, чтобы не останавливать свою деятельность, просто стала нелегалами. Потому что провести телефонную линию -- это уже нарушение, а так как министерство не работает, значит, нельзя получить разрешение. Очень печально, что с кадровыми реформами ребенка выплеснули вместе с водой.
-- Для того чтобы вступить в ВТО, Россия согласилась отменить монополию на дальнюю связь. Принесет ли это реальную пользу?
-- Я за отмену монополии, поскольку для потребителей это будет большая экономия. Минсвязи же объясняет необходимость монополии тем, что «Ростелеком» тратит 1 млрд долл. в год на социальные проекты. Но это неправда -- у нас в стране вообще никто столько не тратит на социальные проекты. Теперь, когда Минсвязи обязали-таки отменить монополию «Ростелекома», оно пытается всякими уловками этому помешать. Министерство заявило, что отменит монополию только для тех компаний, которые работают на всей территории страны. В принципе, арендуя каналы у «Ростелекома» (и конкурируя с ним -- на Западе это нормальная практика), можно работать по всей стране. Но Минсвязи ведь требует, что для оказания услуг во всех городах России необходимо получить лицензию. А чтобы получить лицензию, нужно оказывать услуги во всех городах. Получается заколдованный круг. Конечно, с помощью судов, ВТО и прочего за какое-то количество лет эти препятствия удастся преодолеть, но сейчас Минсвязи де-факто говорит, что мы все равно не допустим на рынок конкурентов «Ростелекома».
-- Сейчас решается вопрос о том, как будут выдаваться лицензии на сотовую связь третьего поколения. Скорее всего лицензии будут выдавать по конкурсу, а не на аукционе, кроме того, все лицензии будут общефедеральными, а региональных 3G-лицензий не будет. Какова ваша позиция по этому поводу?
-- Похоже, будет так, как вы говорите. Что ж, это решение сквозит заинтересованностью. Есть множество местных операторов, которые прекрасно работают, имеют часть рынка и которых Минсвязи просто хочет убрать. Что касается аукциона -- во-первых, разве будет плохо, если государство получит на аукционах миллиарды долларов? Другое дело, если одна из компаний -- твоя собственная и с нее жалко такие деньги брать. Именно поэтому Минсвязи и идет на конкурс. Во-вторых, на конкурсе приоритет будет отдан существующим операторам. А это несправедливо: если оператор имеет сеть второго поколения, это еще не значит, что он построит сеть третьего поколения лучшую, чем, например, мы.
-- Недавно вы запустили услугу Internаtional Datasafe, позволяющую российским организациям хранить свои секретные данные на американских серверах. Чем же американские серверы лучше российских? Не высказывали ли российские спецслужбы озабоченность в связи с этой вашей новой услугой?
-- В России, как известно, дав небольшое вознаграждение компетентным органам, можно получить доступ к любой информации. В США такое невозможно. При этом размещение серверов в Америке борьбе с терроризмом не мешает: наши спецслужбы могут обратиться в ФБР, и если речь идет действительно о терроризме, они получат доступ к необходимой им информации. Другое дело, если эта фирма торгует нефтью или, скажем, холодильниками. Поняв, что никаким терроризмом здесь не пахнет, американские власти не дадут раскрыть секреты этих фирм.
-- Расскажите о еще одной вашей новой спорной услуге -- видеонаблюдении за сотрудниками предприятий. Есть мнение, что если начальник будет постоянно следить за подчиненными, это отрицательно скажется на их работе.
-- Это услуга необходима для того, чтобы руководители компаний могли удаленно контролировать то, что происходит на их предприятиях, в том числе и разумно контролировать сотрудников. Это действительно необходимо: мне, например, самому частенько приходится выгонять из курилки служащих, которые находятся там часами. Да, некоторые руководители могут злоупотреблять и устраивать с помощью видеонаблюдения тотальный контроль над своими сотрудниками. Но в руках плохого руководителя, к сожалению, любой инструмент может приносить вред.
Беседовал Игорь КОРОЛЕВ