|
|
N°130, 26 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Эфирная очистка
Накануне парламентских выборов Минск закрыл корпункт российского телевидения
Власти Белоруссии в конце минувшей недели продемонстрировали, что сегодня одинаково относятся ко всем российским телекомпаниям, работающим на территории республики. В том смысле, что после объявления о закрытии минского корпункта ВГТРК практически не осталось крупных российских телеканалов, которым удалось бы избежать санкций со стороны администрации Александра Лукашенко. Ранее гнев президента Белоруссии и его соратников испытали на себе ОРТ (ныне Первый канал) и НТВ. Теперь недовольство властей союзной республики вызывает даже государственная «Россия», собкор которой Дмитрий Петров, как считают в Минске, намеренно допустил арифметическую ошибку, которая, видимо, могла нанести серьезный урон репутации лидеров Белоруссии. Во всяком случае, судя по заявлению МИД республики, г-н Петров ударил Минск ниже имиджа.
Обсчитался собственный корреспондент «России» во время освещения акции протеста, организованной в минувшую среду белорусской оппозицией по случаю десятилетия правления Александра Лукашенко. В своем репортаже Дмитрий Петров сообщил, что митинговать против «батьки» вышло от двух до пяти тысяч человек. Между тем, по утверждениям МВД Белоруссии, камеры видеонаблюдения, отслеживавшие митинг, зафиксировали не более 150--200 протестующих. Посчитав приписку оппозиционеров возмутительной и вредящей имиджу страны, власти Белоруссии потребовали от корреспондента опровержения «тенденциозной информации». Замначальника управления информации белорусского МИДа Руслан Есин заявил, что Минск ждет «официальной реакции от российской стороны». По его словам, инцидент можно будет считать исчерпанным, если в одной из новостных программ ВГТРК «белорусской стороне будут принесены официальные извинения». Впрочем, изначально было ясно, что одними извинениями дело не ограничится -- министр внутренних дел Владимир Наумов сразу после выхода материала г-на Петрова в эфир заявил, что потребует лишить аккредитации корреспондента ВГТРК. И уже в пятницу вечером о прекращении вещания российского канала сообщило белорусское государственное телевидение.
Ответ Москвы озвучил официальный представитель МИД России Александр Яковенко. По его словам, «освещение тех или иных событий в Белоруссии корреспондентами телеканала «Россия» не могут быть серьезным основанием для подобного рода шагов». «Рассчитываем, что корреспондентский пункт ВГТРК «Россия» в Белоруссии продолжит работу в прежнем режиме", -- подчеркнул г-н Яковенко. Примечательно, что руководители ВГТРК пока не собираются вставать горой на защиту своего корреспондента. Представители российского государственного телеканала от официальных комментариев отказываются, ссылаясь на то, что официального уведомления о закрытии представительства «России» и объяснения причин столь жесткого шага не видели ни в минском корпункте, ни в Москве.
Между тем именно такие методы «воспитания» российских журналистов Александром Лукашенко не могут сильно удивить руководителей ВГТРК. Начиная с 1997 года власти Белоруссии под угрозой прекращения вещания каналов на территории республики и высылки корреспондентов регулярно добиваются более сдержанных оценок от российских СМИ. Первым переоценил свой журналистский «иммунитет» собственный корреспондент НТВ Александр Ступников, которого, по сути, выгнали из страны в 1997 году за серию репортажей о притеснении администрацией Лукашенко белорусской прессы. Тогда же были лишены аккредитации сотрудники канала ОРТ Дмитрий Завадский, Ярослав Овчинников и Павел Шеремет. Последнего и вовсе упекли за решетку, возбудив против руководителя минского бюро ОРТ уголовное дело по факту незаконного пересечения границы. В прошлом же году из Белоруссии был со скандалом депортирован собкор НТВ Павел Селин, который в свой репортаж похорон писателя Василя Быкова включил нелицеприятные высказывания в адрес Александра Лукашенко первого лидера независимой Белоруссии Станислава Шушкевича. Открыть заново представительство НТВ в Белоруссии удалось после тяжелых переговоров с Минском только в феврале этого года. Причем в беседе с корреспондентом «Времени новостей» изгнанный из Минска Павел Селин заявлял, что очередной скандал с российскими журналистами -- лишь дело времени: «Условия работы в Минске очень жесткие, и я не думаю, что в ближайшее время там будет возможность заниматься настоящей журналистикой. Не то что она невозможна, но работать будет сложно».
В том же, что на этот раз гнев президента Белоруссии обрушился именно на корреспондентов телеканала «Россия» и корпункт ВГТРК, наблюдатели и в Москве, и в Минске находят прямое отражение изменений в двусторонней политике государств, еще недавно собиравшихся строить союз. Государственная «Россия» до «газовой войны» и других проявлений напряженности в отношениях Москвы и Минска была куда менее критична в отношении г-на Лукашенко по сравнению с «Первым каналом» и НТВ. Белорусский президент в свою очередь не позволял себе нападок на журналистов из российского госхолдинга. «Теперь же, после осложнения белорусско-российских отношений, Минск демонстрирует, что не боится Москвы, -- заявил в беседе с корреспондентом «Времени новостей» член правления Белорусской ассоциации журналистов Леонид Миндлин. -- Вторая причина -- стремление вывести из игры накануне парламентских выборов в Белоруссии телеканал «Россия», который вещает на значительной части территории республики. В Минске опасаются, что РТР будет предоставлять эфир оппозиции».
Анна НАУМОВА, Минск, Надежда СТЕПАНОВА