|
|
N°131, 27 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Не только лебеди
Английская публика довольна балетом Большого театра
Большой театр повез в Лондон программу выверенную и сбалансированную -- на все вкусы. Открылись гастроли "Дон Кихотом" -- то есть тем балетом, с которого началась новая история Большого -- не провинциального театра, принимавшего в XIX веке в дар обтрепавшиеся постановки из столицы, но театра-новатора, который не боится пересматривать старинные спектакли. Затем в программу поставили "Лебединое озеро" -- ну куда же русскому театру за границей без лебедей. К "ветеранам репертуара" добавили две относительные новинки: сделанную пять лет назад французскую игрушку, упражнение в изящном стиле -- "Дочь фараона" Пьера Лакотта и премьеру только что закончившегося сезона -- бунтарский спектакль Раду Поклитару и Деклана Донеллана "Ромео и Джульетта".
"Дочь фараона" и "Ромео и Джульетта" еще впереди -- пока что балетный народ Большого станцевал в «Ковент-Гарден» только "Дон Кихота" и половину щедро выплеснутых на Соединенное Королевство "Лебединых озер". А английские критики все это посмотрели и отрецензировали.
Общая интонация -- радость и облегчение. "Это был Большой, которого, мы боялись, больше уже не увидим" (Люк Дженнингс, The Guardian), "отличное начало сезона" (Клемент Крисп, Financial Times). Облегчение -- потому что три года назад был неудачный тур-"чес", наши привозили в Лондон (на сцену «Друри-лейн») концертную программу с отрывками из классических балетов и показали себя не лучшим образом, что эти же самые критики тогда в своих рецензиях мрачно и отмечали. Теперь есть повод порадоваться и возможность незлобно пошутить.
Вот об истории "Дон Кихота", например: "Московская премьера состоялась глубокой зимой, и балетная пропеченная солнцем Испания играла роль туристического буклета для поколений занесенных снегом русских" (Джен Парри, The Observer). Говоря об исполнительнице главной роли -- Марии Александровой, сообщают, что она "больше похожа на современную девушку, зарабатывающую больше своего парня", чем на балерину XIX столетия (Исмена Браун, The Daily Telegraph).
Безоговорочным успехом у английской публики пользуется Светлана Захарова, открывавшая серию "Лебединых озер". "Рафинированная Одетта, в Большом Захарова расцвела, превратившись в настоящую диву, ее Одиллия -- яркая обманщица" (Джен Парри, The Observer); "Безупречные физические данные и ясный, чистый академический стиль -- возможно, она была чуть холодновата для раздираемой эмоциями принцессы лебедей, но потрясающе соблазнительна, сексуально неотразима в роли Одиллии" (Клемент Крисп, Financial Times).
Говоря о театре в целом, критики хвалят кордебалет и исполнителей характерных танцев -- многие одобрительно упоминают Юлиану Малхасянц "чей цыганский танец был так же экзотичен, как ее имя" (Девид Дагилл, Sunday Times). То есть испытание "классикой" Большой театр в Англии выдержал. Теперь предстоит неделя новинок.
Анна ГОРДЕЕВА