Время новостей
     N°131, 27 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  27.07.2004
Тарифо инкогнито
Регулирование цен монополий остается вопросом без ответа
Федеральная служба по тарифам (ФСТ), которая вчера провела свое первое совещание с руководителями органов исполнительной власти регионов, пока не в состоянии проявить себя как полноценный тарифный орган.

По словам главы ФСТ Сергея Новикова, его служба пока не успела освоить все свои функции. И, прежде всего, она не начала работать над усилением контроля за монополиями и созданием принципов экономической обоснованности тарифов. Не создан и реестр хозяйствующих субъектов, занимающих на рынке монопольное положение, тарифы на услуги которых должно регулировать государство. Правда, судя по настроению участников совещания, приглашенных г-ном Новиковым, пока нужно думать не столько о контроле за монополиями, сколько об обычной субординации: по предельным тепло- и энерготарифам до сих пор идут споры с регионами, желающими сохранить их на низком уровне для бюджетных предприятий.

Идея создания Единого тарифного органа возникла более трех лет назад. Речь шла о создании структуры, позволяющей установить понятный и прозрачный порядок регулирования монопольных тарифов. Что, в свою очередь, должно было сделать их более предсказуемыми и, тем самым, помочь государству сдерживать инфляцию, а участникам рынка - прогнозировать свои затраты. Получить контроль над таким органом желали руководители тогдашнего Министерства по антимонопольной политике, Министерства экономического развития и Федеральной энергетической комиссии (ФЭК). Но такой орган создан не был, а после реформы правительства главный лоббист этой идеи -- Георгий Кутовой -- покинул ФЭК в связи с ее упразднением. Составлять методики тарифного регулирования было поручено ФСТ, которая вошла в состав ведомства Германа Грефа. А кто должен заниматься непосредственно регулированием, так и осталось непонятным -- судя по всему, эту функцию придется исполнять кабинету министров во главе с Михаилом Фрадковым.

ФСТ же пока пытается разобраться, как определять критерии для установления минимальных и максимальных тарифов на тепло, электричество и газ на следующий год. С одной стороны, служба должна начать ликвидацию перекрестного субсидирования в отраслях (когда промышленные предприятия за счет более высокого тарифа субсидируют низкий тариф для населения и бюджетников). С другой, ее активность ограничена теми параметрами инфляции, которые закладывают на будущее президент и правительство. Год назад -- в преддверии думских и президентских выборов -- такая проблема была решена просто: ликвидацию перекрестного субсидирования, которую трудно осуществить без повышения цен для розничного потребителя, было решено отложить (из уст чиновников звучали слова «осторожная и постепенная ликвидация»). Сейчас же вроде бы настала пора действовать. Но ФСТ, похоже, к этому не готова.

Заместитель председателя правления РАО «ЕЭС России» Яков Уринсон на вчерашнем совещании заявил, что тарифы на электроэнергию будут расти только в меру инфляции -- согласно утвержденной правительством трехлетней программе индексации энерготарифов. А решение проблемы перекрестного субсидирования, указывал он с трибуны сидящему в президиуме г-ну Новикову, должно лежать в сфере ее перевода в «легальные формы». Можно, например, предложил зампред правления РАО, ввести специальные сборы с промышленных потребителей, а собранные средства распределять в форме прямых субсидий населению. Г-н Уринсон долго пытался доказать г-ну Новикову (хотя тот с ним и не спорил), что «нельзя пытаться решить проблемы перекрестного субсидирования наскоком, иначе население этого не простит». А заместитель председателя правления «Газпрома» Александр Рязанов говорил, что необходимо ввести дифференциацию в ценах на газ, «чтобы владелец коттеджа не платил те же самые деньги, что и старушка -- хозяйка избушки». Но ФСТ конкретных предложений по механизмам решения проблемы не высказывала. Да и вряд ли этого можно ожидать от еще не вошедшего в рабочий ритм госоргана.

Газовики также без особого пиетета повели себя с главой ФСТ. Несмотря на громкие заявления правительственных чиновников о необходимости установления тарифов на длительную перспективу, подготовленная Минэкономразвития трехлетняя программа индексации газовых цен так и не была принята кабинетом министров. В марте было утверждено 20-процентное увеличение цен на газ в 2005 году, а 2006--2007 годы вообще остались в подвешенном состоянии из-за несогласия «Газпрома» с расчетами МЭРТ. Вчера г-н Рязанов вновь повторил требования монополиста: рост цен на 20--22% в 2006--2007 гг. и только с 2008 года цены могут расти на уровне инфляции. В то время как МЭРТ до сих пор прогнозировал, что для сдерживания инфляции тарифы на газ уже в 2006--2007 гг. должны быть ограничены ростом соответственно на 11% и 8%.

Между тем, по словам топ-менеджера «Газпрома», концерн может попросить у правительства даже принятое уже на 2005 год увеличение газовых тарифов (на 20%) заменить более высокой цифрой - 25%. Такую инициативу он объясняет возможными изменениями в налоговом законодательстве. В правительстве, как известно, сейчас обсуждаются «новые налоговые решения», которые предполагают выплату НДС экспортерами «по стране назначения» в рамках Единого экономического пространства России, Украины, Белоруссии и Казахстана. В этом случае компаниям-экспортерам уплаченный НДС должен быть возмещен российским бюджетом, который эти налоги не получит. «Есть предложения потери бюджета переложить на «Газпром», -- уличил г-н Рязанов министерство финансов. А чтобы компенсировать эти затраты «Газпрома», нужно будет увеличить тарифы на газ еще на 5% по сравнению с запланированными, подсчитали в концерне.

По информации «Времени новостей», сейчас в Минфине обсуждается возможность компенсировать потери бюджета (от планируемого механизма взимания НДС) увеличением для "Газпрома" налога на добычу полезных ископаемых. Сейчас он составляет 107 рублей с каждой тысячи кубометров добытого газа. Речь идет о росте ставки на 47 руб., что в годовом исчислении для «Газпрома» означает дополнительную налоговую нагрузку в размере около 3 млрд руб. Правда, запрашиваемое "Газпромом" в этой связи дополнительное увеличение газовых тарифов на внутреннем рынке еще на 5% принесут ему свыше 13 млрд руб, то есть намного больше, чем потери от повышения налога.

Но вчера все эти проблемы остались без конкретных ответов. ФСТ, как сообщил г-н Новиков, сейчас не вправе принимать вообще никаких решений -- правительством до сих пор не сформирован состав ее правления. Как только это произойдет, пообещал он, ФСТ первым делом займется электроэнергетическими тарифами. А когда дело дойдет до газовых, железнодорожных (в этой отрасли вообще затевался полный пересмотр принципов формирования тарифов в связи с реформированием отрасли), телекоммуникационных, транспортных и других -- сказать трудно.

Ирина СКЛЯРОВА, Алексей ГРИВАЧ, Николай ГОРЕЛОВ