Время новостей
     N°130, 26 июля 2004 Время новостей ИД "Время"   
Время новостей
  //  26.07.2004
Рынок сжался и побелел
Результаты продаж мобильных телефонов в России не всегда соответствуют общепринятым тенденциям и прогнозам. Как показал последний доклад отечественной исследовательской компании Mobile Research Group (MRG), в этом году на российском рынке сотовых телефонов происходят колебания такого характера, что предсказать их не под силу даже специалистам. Так, причиной замедления активного роста продаж трубок в начале года стали серьезные задержки поставок аппаратов с таможни. В первом квартале продажи увеличились на 21% и составили 5,107 млн аппаратов. По мнению экспертов, темпы роста могли быть значительно выше, если бы поставщики имели возможность вовремя удовлетворять текущий спрос. «В конце марта основные дистрибьюторы начали получать грузы, которые были заказаны ранее. Процесс происходил синхронно для всех компаний, в результате моментально возникли запасы, превышающие текущие потребности, началась игра на понижение цен и реализацию данных запасов», -- говорится в докладе.

Глобальное снижение цен отразилось и на результатах второго квартала. Объем продаж мобильных телефонов снизился на 3% и составил 4,949 млн штук. Другим негативным фактором оказалась реорганизация Минсвязи: отсутствие комиссии, отвечающей за лицензирование новых моделей, не позволило производителям сертифицировать новые аппараты, которые планировалось поставить на рынок. В итоге многие компании пересмотрели свои планы по поставкам.

Хотя в первой четверке производителей (Motorola, Samsung, Nokia, Siemens) не произошло никаких изменений, общий объем поставок для каждой компании сократился. Существенно изменился и разрыв между показателями некоторых из производителей. Нельзя не отметить очевидную разницу между объемами поставок американской Motorola и корейского Samsung. Если в первом квартале доля рынка, занимаемая Motorola, была больше доли Samsung на 4%, то во втором разница составила всего 1%. Этот результат MRG объясняет отказом некоторых дистрибьюторов от уже размещенных заказов на телефоны Motorola. У южнокорейского производителя подобных проблем не было. «Компания Samsung, несмотря на отказ от двух бюджетных решений (Samsung R210 и N500), занимавших большую долю в продажах, смогла компенсировать их отсутствие новыми моделями среднего сегмента, увеличив их поставки. На фоне меньшего объема рынка компания зафиксировала свое положение. На данный момент товары этого производителя имеют наивысший приоритет у всех дистрибьюторов, так как скорость реализации телефонов Samsung максимальна, маржа высока», -- комментируют специалисты. Уменьшение объема рынка аналитики объясняют «затовариванием каналов дистрибуции», которое привело к снижению средней стоимости аппаратов. В выгодном положении оказалась только SonyEricsson. За счет поставок недорогих моделей (T100, T105, T320) компания смогла увеличить свою рыночную долю на 4,1%.

В ряду положительных тенденций эксперты отмечают постепенное снижение объема «серой» продукции. По данным MRG, во втором квартале было продано 203 тыс. неучтенных телефонов -- на 1% меньше, чем в первом. Более того, специалисты компании заверили, что на данный момент нет никаких предпосылок для развития «серого» рынка.

Денис УВАРОВ