|
|
N°95, 01 июня 2001 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Нерушимый союз
Сегодня партия "Единство" и движение "Отечество" будут доказывать, что слухи о провале их объединительного проекта сильно преувеличены. На заседании координационного совета двух организаций, по сведениям Интерфакса, объявят о создании союза. "Вопрос об учреждении единой партии будет рассматриваться впоследствии с учетом складывающейся политической ситуации" -- утверждает информированный источник Интерфакса. "Вы ждете от нас плохих новостей, а мы сообщим вам завтра хорошие" -- заявил вчера после встречи с лидером "Отечества" Юрием Лужковым глава "Единства" Сергей Шойгу.
Заседанию координационного совета предшествовали полуторанедельная публичная и кулуарная перепалка между "медведями" и "соотечественниками". Накал страстей не только не предполагал слияния в одну организацию, как говорил об этом два месяца назад Сергей Шойгу, но и давал основания предположить о возрождении былой вражды.
Разногласия были как организационного, так и идеологического характера. Несмотря на то, что стороны единодушно утверждали, что вся проблема в несостыковке идейных принципов, основа конфликта была иной.
Принцип равноправия двух объединений изначально не устраивал "медведей". Логика была проста: "Единство" выиграло парламентские выборы, пользуется поддержкой президента, поэтому объединение должно идти по "медвежьим" правилам. Но роль "младшего партнера" ни на секунду не устраивало "Отечество".
У "Единства" в запасе был сильный козырь. Сторонники Сергея Шойгу уже объединены в партию, а "Отечество" -- пока еще только движение. по новому закону о политических партиях "соотечественники" не имеют права самостоятельно участовать в выборах. Непосредственное слияние в единую партию привело бы к самороспуску и "Единства" и "Отечества". При этом, новая партия получила бы право на участие в выборах лишь через год после своего рождения. Поэтому «медведи» и предлагали «соотечественникам» просто вступать в ряды «Единства». В "Отечестве" это восприняли как оскорбление.
Возможно конфликт развивался по нарастающей, если бы изначальная идея объединения принадлежала одному из потенциальных партнеров. Однако импульс исходил из Кремля. Концепция формирования крупнопартийной системы не предполагает разрыва между двумя потенциальными составляющими "партии власти". Именно поэтому тон дискуссии был снижен, а работа по укреплению политического центра закипела с новой силой. Только теперь возможно сроки объединения будут несколько сдвинуты, а стороны будут с большим вниманием относиться к пожеланиям партнеров.
Состоится ли уния "Единства" и "Отечества"?
Евгений Сучков, Институт избирательных технологий:
-- Реальное объединение «Отечества» и «Единства» как равноправных партнеров не только маловероятно, но и практически невозможно. При таком объединении Юрий Лужков становится фигурой равновеликой любому из лидеров партии власти, а это для «Единства» нежелательно. Мешает слиянию партийных структур и аппарат, ему объединиться труднее, чем лидерам. Максимум, чего можно ожидать, -- формирование общего списка на парламентских выборах. Изначально решение об объединении было со стороны Лужкова большой политической ошибкой. «Медведь» пренебрег «Отечеством», что означает прямой политический проигрыш Лужкова. По имиджу «Единства» это никак не ударит, поскольку он зависит не от московского мэра, а от Путина и его рейтинга. Это конец политической карьеры Лужкова, и то, что объединение не состоялось, сей факт только подтверждает. Мы присутствуем при кончине Юрия Лужкова как федерального политика.
Андрей Рябов, Московский фонд Карнеги:
-- Шансов на объединение «Отечества» и «Единства» с каждым днем становится все меньше, и они будут снижаться и дальше, если, конечно, в ситуацию не вмешается лично президент. При всех прочих условиях обе организации будут расходиться все дальше. Приняв политическое решение создать единую партию власти, партии пошли не тем путем. Заявив сначала о некоем политическом проекте с идеальной конструкцией, они не продумали конкретных политических шагов. В результате изначально существовавшие между ними противоречия остались в неизменном виде. «Единство» придерживалось пропрезидентских позиций, в то время как «Отечество» тяготело ближе к левоцентризму, к партии социальной защиты. Эти противоречия не были сняты, и как только в Думе состоялось голосование по конкретным политическим вопросам, все это вышло наружу. Вторая причина, по которой объединение может не состояться, заключается в том, что у партий принципиально разные избиратели: электорат «Единства» не любит Лужкова, и наоборот. Между организациями до сих пор сохраняется недоверие, оно выражается хотя бы в том, что пока нет взаимоприемлемого решения по организационным вопросам. Создать единую партию до ноября им не удастся, это нереальный срок. Если объединение не состоится, в первую очередь проиграет «Единство», потому как у «медведей» по-прежнему сохраняется дефицит ярких личностей. «Единство» останется при своих и без того падающих шансах. По «Отечеству» это ни в коей мере не ударит. Оно настолько ослаблено самим фактом подобного объединения, что дальше некуда.
Борис Макаренко, Центр политических технологий:
-- Вероятность того, что «Единство» и «Отечество» вернутся к идее создания единой партии, выше 50%. Разногласия, которые помешали им объединиться сейчас, не носят, с моей точки зрения, принципиального характера. Однако я не исключаю, что они так и не сольются в единую партию. У них разная генетика: «Отечество» зарождалось как оппозиционный блок, «Единство» же как властный. Более того, «Отечество» -- объединение региональной номенклатуры, а в «Единстве» люди достаточно случайные. Острые противоречия могут возникнуть, и когда речь пойдет о руководящих постах и потенциальном выдвижении в Думу. Как мне кажется, в Кремле просто еще не решили, каким образом идти на выборы 2003 года: единой партией власти или несколькими колоннами. Слияние «Единства» и «Отечества» зависит именно от этого.
Валерий Хомяков, Агентство прикладной и региональной политики:
-- Я с трудом верю в то, что у «Единства» и «Отечества» получится создать единую, полноценную партию. С каждой стороны слишком много амбициозных людей, им могут помешать лидерские амбиции. Хотя все и говорят об идеологических расхождениях, на самом же деле этого как раз нет. Все дело исключительно в организационных конфликтах, потому как в руководящей партийной структуре предусмотрено слишком мало руководящих должностей. Вообще между этими партиями существуют давние конфликты, с времен эпохи Ельцина. Вместе с тем, вполне возможно создание коалиции или блока с перспективой формирования единого предвыборного списка. В этом случае для них не будет иметь принципиального значения, в единой они партии или нет. Если объединения не произойдет, проиграет Юрий Лужков, особенно если учесть, что далеко не все в восторге от того, что у г-на Лужкова пока еще слишком много власти в столице. В этом смысле показательными для московского мэра станут декабрьские выборы в Мосгордуму.
Владимир Жарихин, Межрегиональный фонд президентских программ:
-- Это объединение в итоге не состоится, потому что есть определенные силы, которые этого объединения весьма не хотели бы. Характерен сам факт назначения в качестве переговорщиков по программным документам с одной стороны Андрея Исаева, который левее левого фланга «Отечества», и г-на Резника, который находится на самом правом фланге и близок по своим взглядам к СПС. Это само по себе уже провоцирует конфликт. Сложная ситуация возникла в регионах, все же региональные организации во взаимной борьбе побили немало горшков. Судя по всему, сейчас вырисовывается тенденция, когда в центре расчищается поле для некой третьей организации.(Беседовала Мария НИКИФОРОВА)
Иван ГОРДЕЕВ