|
|
N°129, 23 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Вымысел и реальность
Банкиры и ЦБ поспорили, кто спровоцировал недавний кризис
Регулирующие органы и бизнес всегда смотрят на экономику разными глазами и оценивают все в ней происходящее с противоположных позиций. Вчера эти два мировоззрения столкнулись на круглом столе «Банковский кризис: вымысел или реальность». Зампред Центрального банка Геннадий Меликьян, первый вице-президент Ассоциации региональных банков России (и, кстати, бывший первый зампред ЦБ) Александр Хандруев и более десятка аналитиков и экспертов собрались, чтобы понять, а был ли банковский кризис и что надо сделать, чтобы ничего подобного не повторилось.
Наиболее содержательной получилась дискуссия гг. Меликьяна и Хандруева, поскольку последний решился заявить, что кризис «в необычной экономической форме» все-таки был и виноваты в нем именно регуляторы. По его словам, ЦБ напугал банкиров, отозвав в мае лицензию у Содбизнесбанка (СББ), а глава Федеральной службы по финансовому мониторингу -- заявлением о еще 10 банках, с которыми «мы разберемся». Зачем это надо было делать, замглавы АРБР так и не понял: «Можно же было просто сменить менеджмент банка, еще какую-нибудь меру применить». И г-ну Меликьяну пришлось объяснять, что чиновники ЦБ пытались вести диалог с СББ, но у них ничего не получилось. «Представьте, вы приходите в банк и говорите, что, мол, ребята, у вас есть проблемы, исправьте ситуацию, --- говорил г-н Меликьян, -- а вам на это отвечают: «А у нас все нормально».
Однако г-на Хандруева это не успокоило. Он напомнил, что действия ЦБ имели «очень печальные последствия»: сначала умер «Кредиттраст», потому что все узнали, что у него с Содбизнесбанком общие владельцы, потом в Промэксимбанке случился кризис, потом в Коммерческом банке сбережений. А в крупных банках произошел отток вкладов. Здесь уже г-н Меликьян не понял г-на Хандруева «У вас был серьезный отток вкладов, что-либо значимое?», -- спрашивал он банковских аналитиков. «Ни для кого не секрет, что в отделениях были очереди», -- сказал аналитик Банка Москвы Кирилл Тремасов.
Некоторые участники мероприятия все же решили поискать выход из создавшейся нелегкой ситуации. В частности, главный экономист Альфа-банка Наталья Орлова предложила Центробанку, наконец, объявить, существуют ли черные или белые списки кредитных организаций, о которых уже давно ходят слухи на рынке. Однако зампред ЦБ выразил сомнения в том, что «Центробанк должен давать какие-либо «черные списки». «Если это произойдет, ЦБ получит массу исков от банков, которые пострадают. И это будет справедливо», -- заметил он.
Впрочем, на этом претензии «нечиновников» к «чиновникам» не закончились. Г-ну Меликьяну напомнили, что в попытке стабилизировать ситуацию Центробанк решился инициировать продажу рухнувшего Гута-банка государственному Внешторгбанку (ВТБ) и в итоге «Гута» была продана «по цене однокомнатной квартиры». «Почему 700 млн долл. дали именно ВТБ, а не самому Гута-банку, хотя «Гуте» для стабилизации ситуации нужны были значительно меньшие средства?», -- спрашивали у г-на Меликьяна. «А почему был осужден Алексеев (чиновник ЦБ Александр Алексеев, подписавший бумаги о выдаче стабилизационного кредита банку СБС-Агро в 1998 году. -- Ред.)?» -- ответил вопросом на вопрос г-н Меликьян.
Было видно, что стороны друг друга понимают плохо.
Юрий ВЕРЕТЕННИКОВ