|
|
N°129, 23 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Американское правительство больше заботится об импорте
О мировой практике государственной поддержки экспорта рассказывает аналитик инвестиционной группы «Атон» Алекс КАНТОРОВИЧ:
-- На политическом уровне каждое правительство регулярно вынуждено озадачиваться тем, чтобы обеспечить более-менее равноправные условия для собственного бизнеса по сравнению с предпринимателями из других стран. И если правительство любой страны видит, что другие государства занимаются прямой или косвенной поддержкой своего бизнеса, создавая ему льготные условия, то естественной реакцией любого правительства будет вопрос: а не противоречит ли это духу и букве международных соглашений, заключенных в рамках ВТО или в формате двусторонних договоренностей.
Что касается конкретных инструментов поддержки экспортеров, то американское правительство, к примеру, более заботится об импорте, прикидывая, насколько компании страны, производящие продукт для внутреннего употребления, находятся в равном положении с импортерами. Проблемы же господдержки экспорта там не ставится, принято считать, что это дело и забота исключительно частного бизнеса. Только в случае если есть некий дисбаланс между экспортом и импортом, правительство может поставить эту проблему в повестку двусторонних переговоров. Так случалось, например, в отношении Японии и Китая, поскольку в торговле с этими странами у США очень большой дисбаланс и американцы неоднократно ставили вопрос о том, чтобы привнести в торговые отношения больше равновесия.
Иногда, правда, при поддержке экспортеров используются чисто договорные инструменты. Грубо говоря, США договариваются с азиатскими странами, например с Японией, чтобы та закупала больше американских товаров. В чем это может выразиться, зависит исключительно от конкретной ситуации. Например, национальная авиакомпания, которая контролируется государством, вдруг принимает решение в пользу покупки «Боингов», а не «Аэробусов».
Среди макроэкономических мер поддержки экспорта можно назвать довольно традиционный метод по сдерживанию роста национальной валюты. Многим развивающимся странам, как в свое время и России, понадобилась значительная девальвация, чтобы поддержать экспорт и остановить импортные потоки.
В странах соцлагеря экспортерам поддержка оказывалась, но все строилось на «кривой» основе. Считалось, что должна быть некая специализация между странами, и все диктовалось скорее политическими, чем экономическими соображениями. Например, экспорт кубинского сахара в Россию был обусловлен желанием поддержать режим Кастро со стороны Хрущева и Брежнева. То есть это было политическое волевое решение, а экономические аспекты таких решений оставались довольно слабыми.
Практика поддержки экспорта в неявной форме довольно сильно распространена в мире. Особенно когда правительства заключают соглашения по закупкам в таких нерыночных сегментах, как вооружение. Там политические аспекты очень сильны. Если США дает Израилю дотации 3 млрд в год, в том числе и на оборону, то не надо догадываться, кто будет поставщиком вооружения. В прошлом это относилось и к советскому оружию.
Записала Ирина СКЛЯРОВА