|
|
N°129, 23 июля 2004 |
|
ИД "Время" |
|
|
|
|
Социальный тест
Рейтинг правительства проходит испытание непопулярными реформами
Активное обсуждение непопулярных реформ -- вроде монетизации льгот или ЖКХ -- не могло не сказаться на рейтинге доверия к исполнительной власти. При этом если рейтинг доверия президенту остается высоким, то премьеру и вообще правительству в этом смысле приходится труднее.
По данным опроса, проведенного Аналитическим центром Юрия Левады, в июле деятельность Владимира Путина на посту президента России одобрили 72% опрошенных россиян, а свое неодобрение высказали 25%. И хотя президент безоговорочно лидирует в рейтинге одобрения среди российских политиков, с марта этот показатель упал на 14 пунктов.
На просьбу назвать политиков, которым респонденты больше всего доверяют, имя российского президента в июле назвали 40% опрошенных. На втором месте по популярности по-прежнему глава МЧС Сергей Шойгу -- ему доверяют 13% участников опроса. Третью строку занимает лидер ЛДПР Владимир Жириновский с 11%. Четвертое и пятое места в июле разделили мэр Москвы Юрий Лужков и лидер КПРФ Геннадий Зюганов -- им доверяют по 5% опрошенных. Ни одному российскому политику не доверяют 27% опрошенных.
По данным опроса, деятельность премьера Михаила Фрадкова в настоящее время одобряют 37% россиян, не одобряют 45%. Работу всего правительства в июле позитивно оценили 37% респондентов, а не одобрили ее 55%. Аналитики склонны связывать такую оценку с болезненным восприятием объявленных социальных реформам. Эту тенденцию «Времени новостей» прокомментировал ведущий эксперт «Левада-центра» Леонид Седов: «Больше всего население беспокоит жилищно-коммунальная сфера. Люди боятся, что это обрушит их в яму. Отмена льгот тоже волнует россиян -- главным образом потому, что люди не очень понимают, как это будет выглядеть». Будет ли тенденция сохраняться, по словам г-на Седова, зависит от дальнейшего развития событий. В частности, от того, какие решения в ближайшее время примет Государственная дума.
Любопытно, что нынешний личный рейтинг премьера Михаила Фрадкова, проходящий испытание социальными реформами, близок к показателям его предшественника. В начале прошедшей зимы деятельность премьер-министра России Михаила Касьянова одобряли 39% россиян, а не нравилась она 50%. Тогда же позитивно оценили работу правительства России в целом 37% респондентов, отрицательно -- 56%. Причем довольно явно прослеживается взаимосвязь президентского рейтинга и рейтинга второго лица в государстве. «Касьяновский кабинет поначалу тоже отсвечивал отраженным светом. Параллельно изменялись рейтинги правительства и президента, -- говорит Леонид Седов. -- Только в конце срока Касьянова наметились расхождения». А произошло это потому, что, по словам социолога, перед выборами рейтинг Путина сильно поднялся: «В 2003 году рейтинг одобрения Владимира Путина был даже немного ниже, чем сейчас. А потом начались предвыборные накачки и электоральные игры, и рейтинг вырос».
Несмотря на некоторое отожествление деятельности президента и председателя правительства, премьер и его команда часто служат своего рода громоотводом -- именно на них ложится часть народного недовольства. Этим и объясняется такая значительная разница в «исходных» цифрах рейтинга одобрения. При этом с правительством в сознании людей, как правило, связываются экономические решения. А президент отвечает за сугубо политические решения. Если учитывать, что нынешние замеры проходят на фоне настороженной реакции на ту же монетизацию социальных льгот, то можно считать, что рейтинги Михаила Фрадкова и его кабинета выглядят еще относительно неплохо.
Дарья ГУСЕВА